Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Литературные среды

msu 270.jpeg

3 июля на ВДНХ стартует курс лекций факультета журналистики МГУ «Литературные среды». В лектории павильона «Рабочий и колхозница» преподаватели-литературоведы расскажут о классиках отечественной и зарубежной литературы, их творческом поиске и роли в истории развития мировой культуры. Признанные эксперты мировой прозы и поэзии расскажут слушателям о малоизвестных фактах из жизни писателей-классиков, их пути и творческих исканиях, проанализируют знаменитые произведения и ответят на вопросы слушателей.

Расписание «Литературных сред»:
 
Балдицын.jpg03.07.2024 – профессор, доктор филологических наук П. В. Балдицын. Тема: «Великий американский роман»: взгляд из ХХI века

В начале ХХI века в Соединённых Штатах неожиданно обострился интерес к проблеме «великого американского романа»: появилось много статей и книг, авторы которых пытались определить критерии и называть романы, достойные этого звания. 
Они нередко вспоминали статью 1868 года с названием «Великий американский роман», в которой была поставлена задача создать романы, которые дали бы «картину обычных чувств и нравов американского существования» и наиболее полно воплотили «дух времени и страны», чтобы достичь уровня лучших образцов европейской прозы. За полтора столетия литература США кардинально изменилась, в ней появились разные направления, в том числе этнические и гендерные, так что спорными стали сами понятия «великий», «американский» и «роман». Об этом и будет расскажет профессор факультета журналистики МГУ Павел Вячеславович Балдицын. 
Поддубцев Р. А..jpg10.07.2024 – доцент, кандидат филологических наук. Р. А. Поддубцев. Тема: «Анна Каренина» Л. Толстого: проблема завершенности
Роману «Анна Каренина» предшествует знаменитый эпиграф: «Мне отмщение, и Аз воздам». Казалось бы, в нем заявлена центральная проблема и задано направление для интерпретации.
Ориентируясь на эпиграф, можно увидеть во всем произведении лишь нравоучительную историю о расплате за измену. Тогда придется признать, что Толстой отвел себе неблагодарную роль моралиста. Но в действительности это не так. Эпиграф соотнесен с сюжетом и душевными метаниями заглавной героини. Если же посмотреть шире и сфокусироваться на философской составляющей, на первый план выйдет совершенно иная проблема. Лекцию прочитает кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики МГУ Руслан Александрович Поддубцев. 

Сурнина1.jpg24.07.2024 – доцент, доктор филологических наук И. А. Меликова. Тема: Русская литература XVIII века: от классицизма до сентиментализма

Вне сомнения начало XVIII века ознаменовано петровскими реформами, во многом задавшими и путь развития литературы. Именно в первые десятилетия века сформируется «новая» русская  литература (Прокопович), во многом подготовленная предшествующим периодом ее развития, а точнее древней русской письменностью и устным народным творчеством.  
В 30-50-ые годы будет господствовать классицизм, разработаны  его основные принципы, завершится переход от средневековой жанровой системы к системе жанров нового типа (Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков) . Кроме того стоит отметить, что русская литература будет стремиться к синхронному включению  в общеевропейский процесс. К середине века завершится и процесс секуляризации (то есть освобождение от церковного духовного влияния) русской литературы. 
Также постепенно возрастал интерес русских писателей XVIII века к человеческой личности, что привело к  возникновению гуманистического начала. А в сочетании с просветительской основой русской литературы XVIII века — к закономерному  утверждению внесословной ценности человека и развитию антифеодальной морали (Сумароков, Новиков, Фонвизин, Радищев). 
Во второй половине столетия начинает зарождаться  сентиментализм и от господства разума предметом изображения в литературе становятся чувства героев, их страдания и переживания. Все это закономерно приводит к появлению реалистических тенденций. Недаром уже с конца 60-х годов в литературе превалирует социальная сатира (творчество Новикова, Крылова, Фонвизина и др.), а характер героя (человека) рассматривается как результат воздействия на него среды и внешних обстоятельств. 
К концу столетия в литературе укрепится сентиментализм (правда, ненадолго: вскоре его сменит романтизм и все более будут укрепляться реалистические тенденции). Закономерным итогом развития литературного процесса станет «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и его размышление о том, кто есть настоящий сын Отечества. Лекцию прочитает доктор филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики МГУ Ирина Александровна Меликова. 

Начало лекций в 19:00 в лектории павильона «Рабочий и колхозница».

При посещении лекций просим слушателей соблюдать санитарные меры: держать социальную дистанцию, надевать медицинские маски и перчатки.
Схема проезда

Аккредитация СМИ: journ-press@yandex.ru