Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Никакого кликбейта, никаких метафор. Как попасть в топ новостей на Дзене

23.10.2024

dzen.png15 октября 2024 на кафедре новых медиа и теории коммуникации прошел научный семинар с руководителем группы проекта «Новости» на Дзен.ру Иваном Макаровым. Он рассказал о базовых принципах работы сервиса, формировании новостных сюжетов и о том, какие заголовки система считает удачными, а какие нет. Все новостные материалы, которые присылают в Дзен партнеры проекта (более 100 тысяч сообщений в день), не редактируются и публикуются в исходном виде. После того, как новость появилась в Дзене, вносить в нее правки на сайте СМИ нельзя, а если это произойдет, сообщение на платформе будет заблокировано.

На формирование сюжета и ранжирование новостей внутри него влияет более 2,5 тысяч факторов, наиболее важными можно назвать 800. Если разделить их на кластеры, мы увидим, что учитывается количество сообщений по теме (чем больше – тем важнее), динамика их публикации в СМИ и интерес пользователей (активно кликают публикации на сайтах или нет – и тут СМИ могут искусственно «нагонять трафик»). Также влияет связанность сюжетов – начало и развитие истории (Дзен определяет это автоматически). Учитывается и внутренний рейтинг СМИ на платформе, включающий шесть параметров (цитирование, оперативность, качество заголовков и др.).

Сюжет – это набор сообщений по одной теме, он состоит из заголовка, дайджеста и материалов для чтения, где нет публикаций старше трех дней. Из остальных материалов система выделяет лексическое ядро и на основе полученной матрицы «склеивает» сюжет. «Здесь есть проблема, которую я пытаюсь решить. Допустим, первоисточник опубликовал новость, потом пришли рерайтеры из других СМИ и переписали ее. Их тексты более похожи между собой, чем исходное сообщение, а значит, они получат в Дзене более выгодные места. СМИ на это жалуются, это нужно изменить», - рассказывает Макаров. А вот размер текста, гиперссылки, иллюстрации и цитируемость в соцсетях на ранжирование источников внутри сюжета не влияют.

К заголовкам Дзен предъявляет особые требования, которые не всегда совпадают с представлениями самих изданий. Длина – не более 80 символов: это техническое требование, более длинные заголовки на уместятся в сюжет в том виде, как он отображается на экранах смартфонов. Кликбейт, оценочные суждения (в цитатах допускаются), игра слов, жаргон, мат (даже в цитатах, даже со «звездочками»), недостаточно четко указанные спикеры («ученые доказали»), обратный порядок слов опубликованы не будут. А что делать тем СМИ, которые возвели игровые заголовке в культ? Писать констатирующие, четкие подзагловки, которые покажет Дзен. Обязательное требование: читатель должен понимать, что в агрегаторе и на сайте одна и та же статья.