Молодёжь в социальных сетях: угрозы или возможности?
22.07.2024
15 июля в лектории «Рабочий и колхозница» на ВДНХ прошла вторая лекция из цикла «Медиапонедельников» журфака МГУ. Встречу провел ведущий научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики, кандидат филологических наук, доцент РАО Денис Владимирович Дунас. Он представил результаты исследования самых популярных среди молодёжи телеграм-каналов и пабликов ВКонтакте.
Лектор обратил внимание слушателей на тенденцию, которая сегодня активно развивается и укрепяется, – медиатизацию повседневности и опыта молодежи с помощью социальных сетей. Этот процесс характеризуется возрастающим влиянием медиа на все сферы жизни общества и активным использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которое приводит к социальным, экономическим и инфраструктурным изменениям. В случае с «цифровой молодежью», чтение, слушание и даже создание собственного контента в Интернете стало общепринятым социокультурным феноменом. Подобное медиапотребление, как отметил Денис Владимирович Дунас, сегодня охватывает 39 миллионов или 27% россиян, подпадающих в категорию «молодежи». Согласно последней редакции закона, регламентирующего молодежную политику, к молодым людям принято относить жителей нашей страны от 14 до 35 лет включительно. Однако исследование и научные опросы, которые проводили учёные факультета журналистики МГУ, проводились среди 14-19-летних учащихся вузов и колледжей.
Денис Владимирович отметил, что пандемия COVID-19 и экономические санкции 2020-х годов стали не только фактором «пересборки» архитектуры медиасистемы России как экономического и технологического комплекса, но и актуализировали мировоззренческие устои российской действительности. Традиционные ценности, «упакованные» и представленные в молодежном контенте разного рода, стали важной обсуждаемой темой среди подростков. Подавляющее большиство опрошенной «цифровой молодежи» потребляет контент в социальных сетях и мессенджерах. Именно на этих платформах юное поколение наблюдает за лидерами общественного мнения и их стилем жизни. Сегодня для молодежи ими являются блогеры и известные личности: музыканты, актеры, спортсмены, путешественники и другие. Как подчеркнул лектор, современные подростки выделяют главную мысль среди большого количества контента или смыслов, заложенных в публикацию. Например, в мемах и анекдотах про алкоголь в социальной сети «Вконтакте» молодые люди видят иронию, которая высмеивает и порицает вредные привычки. Это показывает, что новое поколение мыслит сразу на нескольких уровнях.
Ещё одной отличительной чертой молодежного пребывания в социальных сетях является «групповой характер» медиапотребления: если юный пользователь нашел забавный мем или публикацию, то, скорее всего, он поделится им с другом или отправит в общий чат. Российская молодежь потребляет медиапродукты как отечественного, так и зарубежного содержания. Она знает иностранных лидеров мнения, не устанавливает границы между культурами, но при этом отдает предпочтение традиционным национальным ценностям.
«Российская культура относится к числу культур, обладающих достаточно сильным иммунитетом. Весь многовековый опыт России показывает, что активно усваивая внешние атрибуты других культур, наша страна оставалась достаточно консервативной в плане изменения содержания своих традиционных культурных ценностей», – прокомментировал Денис Владимирович Дунас.
Слушатели внимательно следили за ходом встречи, а после включились в оживленную дискуссию по теме информационной безопасности детей в Интернете. После ответов на вопросы Денис Владимирович передал слово декану факультета журналистики, академику РАО, профессору Елене Леонидовне Вартановой, которая дополнила разговор важными замечаниями. Она вместе с родителями, которые пришли на лекцию, провела диалог о безопасном воспитании детей в Сети.
Продолжает цикл встреч в рамках «Медиапонедельников» доцент кафедры истории русской литературы и журналистики Егор Владимирович Сартаков. 22 июля в павильоне «Рабочий и колхозница» он прочитает лекцию на тему «Русские писатели и журналистика: Пушкин, Достоевский, Короленко»
Текст: Ирина Романова, 4 курс бакалавриата д/о
Фото: Марина Сунцова
Лектор обратил внимание слушателей на тенденцию, которая сегодня активно развивается и укрепяется, – медиатизацию повседневности и опыта молодежи с помощью социальных сетей. Этот процесс характеризуется возрастающим влиянием медиа на все сферы жизни общества и активным использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которое приводит к социальным, экономическим и инфраструктурным изменениям. В случае с «цифровой молодежью», чтение, слушание и даже создание собственного контента в Интернете стало общепринятым социокультурным феноменом. Подобное медиапотребление, как отметил Денис Владимирович Дунас, сегодня охватывает 39 миллионов или 27% россиян, подпадающих в категорию «молодежи». Согласно последней редакции закона, регламентирующего молодежную политику, к молодым людям принято относить жителей нашей страны от 14 до 35 лет включительно. Однако исследование и научные опросы, которые проводили учёные факультета журналистики МГУ, проводились среди 14-19-летних учащихся вузов и колледжей.
Денис Владимирович отметил, что пандемия COVID-19 и экономические санкции 2020-х годов стали не только фактором «пересборки» архитектуры медиасистемы России как экономического и технологического комплекса, но и актуализировали мировоззренческие устои российской действительности. Традиционные ценности, «упакованные» и представленные в молодежном контенте разного рода, стали важной обсуждаемой темой среди подростков. Подавляющее большиство опрошенной «цифровой молодежи» потребляет контент в социальных сетях и мессенджерах. Именно на этих платформах юное поколение наблюдает за лидерами общественного мнения и их стилем жизни. Сегодня для молодежи ими являются блогеры и известные личности: музыканты, актеры, спортсмены, путешественники и другие. Как подчеркнул лектор, современные подростки выделяют главную мысль среди большого количества контента или смыслов, заложенных в публикацию. Например, в мемах и анекдотах про алкоголь в социальной сети «Вконтакте» молодые люди видят иронию, которая высмеивает и порицает вредные привычки. Это показывает, что новое поколение мыслит сразу на нескольких уровнях.
Ещё одной отличительной чертой молодежного пребывания в социальных сетях является «групповой характер» медиапотребления: если юный пользователь нашел забавный мем или публикацию, то, скорее всего, он поделится им с другом или отправит в общий чат. Российская молодежь потребляет медиапродукты как отечественного, так и зарубежного содержания. Она знает иностранных лидеров мнения, не устанавливает границы между культурами, но при этом отдает предпочтение традиционным национальным ценностям.
«Российская культура относится к числу культур, обладающих достаточно сильным иммунитетом. Весь многовековый опыт России показывает, что активно усваивая внешние атрибуты других культур, наша страна оставалась достаточно консервативной в плане изменения содержания своих традиционных культурных ценностей», – прокомментировал Денис Владимирович Дунас.
Слушатели внимательно следили за ходом встречи, а после включились в оживленную дискуссию по теме информационной безопасности детей в Интернете. После ответов на вопросы Денис Владимирович передал слово декану факультета журналистики, академику РАО, профессору Елене Леонидовне Вартановой, которая дополнила разговор важными замечаниями. Она вместе с родителями, которые пришли на лекцию, провела диалог о безопасном воспитании детей в Сети.
Продолжает цикл встреч в рамках «Медиапонедельников» доцент кафедры истории русской литературы и журналистики Егор Владимирович Сартаков. 22 июля в павильоне «Рабочий и колхозница» он прочитает лекцию на тему «Русские писатели и журналистика: Пушкин, Достоевский, Короленко»
Текст: Ирина Романова, 4 курс бакалавриата д/о
Фото: Марина Сунцова