Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Ежегодная февральская конференция состоялась на журфаке МГУ

08.02.2024

5–6 февраля 2024 года на факультете журналистики МГУ проводилась 35-ая Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия». Партнерами конференции выступили Национальная ассоциация исследователей массмедиа (НАММИ), Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, ФУМО «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело и журналистика» и Союз журналистов России. 
Конференция проходила в смешанном формате: часть мероприятий проводились в очной форме, другая – в дистанционной на платформе Zoom. Всего за два дня работы конференции состоялось 49 мероприятий: пленарное заседание, большой круглый стол, проведенный совместно с компанией «Яндекс», заседание Учебно-методического совета, 26 секций и 20 круглых столов. В очных и дистанционных мероприятиях конференции смогли принять участие около 450 человек – это преподаватели и научные сотрудники московских и региональных вузов, медиаменеджеры, журналисты-практики. Порядка 25 участников представляли иностранные государства: Абхазию, Армению, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Китай, Японию. К началу конференции был подготовлен электронный сборник материалов конференции, в которой вошло 522 тезиса.

Первый день конференции по традиции начался с большого пленарного заседания, на котором выступили директор Высшей школы журналистики СПбГУ А. С. Пую, генеральный директор ИД «Аргументы и Факты» Р. Ю. Новиков и глава редакционной коллегии информационного агентства URA.RU М. С. Вьюгин. Модерировала пленарное заседание декан факультета журналистики МГУ, профессор, академик РАО Е. Л. Вартанова.

После пленарного заседания конференция продолжилась работой секций и круглых столов.

В рамках секции «Журналистское образование: актуальные методики в цифровую эпоху» (руководители – Е. Л. Вартанова, М. М. Лукина, ученый секретарь – М. А. Крашенинникова) были представлены доклады, посвященные использованию искусственного интеллекта в медиаобразовании как метода мозгового штурма, формированию профессиональных компетенций будущих журналистов в области технологий прикладного искусственного интеллекта. Также участниками конференции было уделено внимание проблеме исследования журналистского образования качественными методами социологии. Участники секции обсудили вопросы обучения студентов-журналистов в условиях трансформации образовательной модели вуза и отложенной профессионализации, а также качества контента в студенческих медиа.

Секция кафедры рекламы и связей с общественностью (руководитель – В. А. Евстафьев, ученый секретарь – В. А. Простякова) была посвящена вопросам развития стратегических коммуникаций. Секцию открыл заведующий кафедрой профессор В. А. Евстафьев с докладом о переосмыслении подходов к стратегическим коммуникациям в эпоху цифровой революции. Участники секции в ходе дискуссии обсудили вопросы развития стратегических коммуникаций в социуме, роль нейросетей в оптимизации коммуникационных процессов, особенности современной визуальной коммуникации, новые тренды развития стратегических коммуникаций. В работе секции приняло участие больше 20 человек, с докладами выступили преподаватели кафедры рекламы и связей с общественностью, представители российских вузов, в обсуждении заявленной проблематики принимали участие преподаватели и аспиранты.

Круглый стол «Этническая журналистика как фактор моделирования медиакультуры» (ведущие – А. А. Гладкова, М. В. Шкондин) был посвящен актуальным трансформациям этнической журналистики и СМИ на национальных языках в цифровую эпоху. Исследователи из Москвы, Якутска, Перми, Саранска, а также из Абхазии обсудили общие тенденции развития этнических СМИ в разных регионах мира, ключевые сложности и вызовы, с которыми сталкиваются сегодня этнические СМИ. В их числе были названы цифровое неравенство, отсутствие специальной подготовки журналистов для редакций этнических СМИ, низкий уровень владения родными языками, препятствующий развитию этнических СМИ в регионах.

В секции «Социологические исследования аудитории: инструменты, методики, результаты» (руководитель – В. П. Коломиец, ученый секретарь – А. В. Поклонская) приняли участие представители московских и региональных вузов. Участники в своих докладах рассматривали как роль современной аудитории в массовых коммуникациях, так и специфику взаимодействия журналистов и медиапрофессионалов с ней. Особый интерес вызвал доклад К. Л. Зуйкиной и М. Е. Аникиной, в котором авторы представили результаты исследования аудитории Всероссийского фестиваля NAUKA 0+ на площадках МГУ. Кроме того, живое обсуждение вызвали доклад П. В. Разина «Мемы и социальные формы», а также выступление К.М. Конкиной и П.А. Лапиной, посвященное взаимодействию с аудиторией в социальных сетях развлекательных телеканалов на примере таких площадок, как VK и Telegram. Выбранные для обсуждения темы показали необходимость постоянной трансформации подходов работы с аудиторией и стратегий вовлечения ее в коммуникацию.

В работе секции «Контент-стратегии современных российских СМИ» (руководитель – Т. И. Фролова, ученый секретарь – В. В. Кажберова) приняли участие 29 человек. Свои доклады представили В. В. Тулупов о приобретениях и потерях современной журналистики, А.В Колеснеченко о проблематизация жанровых исследований, Е. А. Синякова об источниках информации в новостях из регионов, И. А. Дымова о концепте «семья» в СМИ и публицистике, а также Н. О. Автаева об эволюции моделей родительства в дискурсе специализированной периодики. Секция прошла в хорошей доверительной атмосфере, все доклады вызвали активные дискуссии.

На секции «Система ценностей советского человека: методы формирования и содержание в советских СМИ» (руководитель – О. Д. Минаева, ученый секретарь – В. С. Чесак) с докладами выступили 6 экспертов. Активную дискуссию вызвала тема особенностей национальной прессы, участники достаточно долго обсуждали и сравнивали отражение системы ценностей советского человека в разных национальных и региональных изданиях. Кроме того, особый интерес вызвал доклад Валерии Вячеславовны Битюцкой, в котором она уделила большое внимание малоизвестным архивным документам о специфике работы ТАСС.

Заседание секции «Язык зарубежных СМИ в эпоху перемен» (руководитель – П. В. Балдицын, ученый секретарь – М. В. Симонова) прошло плодотворно и с успехом. Результатами своих исследований поделились 10 экспертов, в том числе и гости из других городов и университетов. Практически все выступающие касались темы агрессии и манипуляции в СМИ относительно России. Заседание секции открыл доклад профессора, заведующего кафедрой медиалингвистики П. В. Балдицына на тему информационной войны в газете The New York Times в 2023 году. Информационное противостояние обсуждалось и на материале других европейских языков (немецкого, итальянского, французского и испанского). Докладчики поднимали тему качественных СМИ и качественного материала, публикуемого в них (доклады А. Г. Слесарева и А. А. Копейко), анализировались лингвокреативные технологии манипуляции, а также структурно-семантические аспекты функционирования разговорной лексики и жаргонизмов в медиапространстве (доклады Е. Д. Кузнецовой и С. Е. Бойковой). Выступления М. В. Симоновой и А. Г. Бунаревой были посвящены образу России в испаноязычных СМИ. Участники обсудили такие явления как культура отмены и не-диалог культур. Помимо актуальных социополитических проблем обсуждались и другие кризисные явления современного общества, а именно: репрезентация аномальной жары в прессе (на материале английского языка) и использование журналистами приемов манипулятивного воздействия (доклад А. А. Хафизовой), а также фейковые новости о науке и специфика их восприятия и популяризации в Италии (доклад О. М. Овчинниковой). В ходе обсуждения участники дискуссии пришли к выводу о том, что в настоящее время вне зависимости от языка в прессе навязывается негативное отношение к России и русской культуре, что, несомненно, приводит к утрате долгих и взаимовыгодных отношений между народами.

В заседании секции «Зарубежные СМИ в условиях международной напряженности» (руководитель – Г. Ф. Вороненкова, ученый секретарь – Г. С. Филаткина) приняли участие свыше 40 исследователей из научных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Симферополя, Луганска, Донецка, а также представителей российской медиаиндустрии. С докладами выступили 14 участников конференции. Обсуждаемая на секции проблематика отличалась широтой и разнообразием. Рассматривались особенности европейской прессы в условиях информационной войны, образ России в современной американской прессе, проблемы дезинформации в актуальных итальянских исследованиях, отражение в венгерских медиа государственной политики в отношении этнических меньшинств, борьба с фейковыми новостями в медиапространстве Республики Конго, особенности подходов к изучению искусственного интеллекта за рубежом, роль американских и британских вещательных корпораций в противостоянии на международном информационном рынке, карикатуры как инструмент внешнеполитической коммуникации, опыт СМИ стран среднеазиатского региона в урегулировании региональных конфликтов. Отдельное внимание привлекли доклады коллег из Луганского педагогического университета об информационной оккупации Украины как части постсоветского пространства, а также Донецкого государственного университета о технологиях речевого воздействия украинских телеканалов в последнее десятилетие. Участники секции отметили плодотворную дискуссию, развернувшуюся на секции, и высокий научный уровень представленных докладов.

круглыйстол.jpgmjUVutJlYuI.jpg
На заседании секции «Репрезентация реальности на экране-2023: темы, проблемы, формы» (руководители – Г. Г. Щепилова, Л. Ю. Малькова, ученый секретарь – К. И. Мартемьянова) рассматривались актуальные проблемы телеэфира. Были заслушаны доклады, посвященные 65-летию кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, трансформации общественно-политического вещания, «разговорным» форматам в отечественном телеэфире, экранным тревел-проектам и феномену спортивных симуляторов в российском игровом видеоблогинге.
 
В рамках секции «Новые медиа и теория коммуникации: актуальные исследования» (руководитель – А. В. Вырковский, ученый секретарь – Н. Д. Трищенко) были представлены результаты ряда недавно завершенных исследований, в том числе проекта А. В. Вырковского и Ю. Ф. Шамсутдиновой «Категория доверия к массмедиа в условиях информационной турбулентности». Доклад вызвал оживленное обсуждение с активным участием коллег и Санкт-Петербургского университета. С презентацией своих работ также выступили аспиранты и соискатели, затронувшие вопросы функционирования городских медиасистем и новостных Telegram-каналов, развития исследований онлайн-видео и текущего статуса видеоблогинга в России.

Секция «Медиаконфликтология: к вопросу формирования академического поля» (руководитель – Е. Л. Вартанова, ученый секретарь – А. А. Гладкова) была организована при поддержке Российского научного фонда (номер проекта 22-18-00225). В рамках секции были представлены актуальные теоретические и эмпирические исследования, направленные на изучение особенностей репрезентации конфликта в медийном поле. Участники дискуссии отметили, что сегодня особую важность приобретают вопросы изучения опасностей, вызовов, рисков и конфликтов, с которыми сталкиваются журналисты, а также специфики освещения кризисных ситуаций в СМИ в контексте журналистики рисков и кризисной коммуникации. Было отмечено, что последующие исследования должны быть сосредоточены на деятельности журналистов во времена глобальных и национальных кризисов, опосредуемых при помощи медиакоммуникации, а также трансформации журналистских практик и стратегий работы в условиях конфликта.

Одной из ключевых секций кафедры теории и экономики СМИ стала традиционная дискуссия под названием «Динамика бизнес-моделей медиа в цифровой среде» (руководитель – Е. Л. Вартанова, ученый секретарь – Д. М. Вьюгина), организованная при участии выдающихся исследователей и специалистов в области медиаэкономики. Особое внимание и интерес вызвала модерация докладов Анной Юрьевной Тышецкой, представляющей НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Ее участие подчеркнуло межрегиональное значение мероприятия. На секции были представлены доклады, акцентирующие внимание на ключевых аспектах развития медиаиндустрии в цифровую эпоху. Среди них – выступление Д. П. Бизюкина о трансформации бизнес-моделей спортивных интернет-СМИ, в котором он осветил новые подходы к взаимодействию с аудиторией в условиях цифровизации. Е.А. Салихова рассмотрела процесс структурной трансформации российской медиаиндустрии, подчеркнув важность адаптации к изменениям. А. Н. Назайкин сосредоточил внимание на мультимедийном сторителлинге в журналистике, продемонстрировал новые форматы вовлечения аудитории. С. С. Смирнов в своем докладе осветил проблему сокращения прозрачности телевизионного рынка России в новых экономических условиях, что вызвало активную дискуссию среди участников.
 
Секцию «Журналистика экстремальных ситуаций» (руководители – Г. В. Лазутина, И. Н. Денисова, ученый секретарь – В. В. Кажберова) посетило 11 участников конференции. В рамках секции свои доклады представили доцент кафедры цифровой журналистики И. Н.  Денисова («Медиатизация вооруженного конфликта»), старший научный сотрудник кафедры рекламы и связей с общественностью Н. В. Старых («О термине «медиатекст» в научном дискурсе») и научный сотрудник кафедры цифровой журналистики В. В. Кажберова («Динамика развития тематических повесток с 2017 по 2023 гг.»).

Секция «Профессиональная идеология журналистики и журналистского образования» (руководитель – С. Г. Корконосенко, учёный секретарь – З. Ф. Хубецова), организованная по инициативе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, была посвящена вопросам формирования и изменения идентичности специалистов в современной журналистике. Об участии в дискуссии заявили специалисты из Санкт-Петербурга и Москвы, регионов Сибири и Урала, Центральной России и Донбасса, Беларуси и Китая. В аудитории заседания очно присутствовали более 30 человек. Выступавшие уделили повышенное внимание необходимости сохранения целостности журналистского сообщества на основе общепринятых принципов и норм. Были представлены исследовательские и организационно-методические проекты, нацеленные на поиск решения этой задачи, в том числе охватывающие молодые поколения. Как острая проблема отмечались фрагментация корпорации, девальвация стандартов и размывание ценностного ядра профессии. Предметом специального рассмотрения стали национально-культурное своеобразие профессиональных идеологий в журналистике и организация в этом контексте международного обмена в науке, образовании и массово-информационной практике.

В рамках секции «Профессиональная этика журналиста» (руководители – Т. И. Фролова, О. В. Смирнова, ученый секретарь – С. Б. Стебловская) дискуссия строилась вокруг двух основных докладов. Первый доклад, сделанный профессором РУДН Г. Н. Трофимовой, был посвящён проблемам этики в сфере искусственного интеллекта. Доклад вызвал живейшее обсуждение, показавшее актуальность поставленной проблемы как с точки зрения журналистской этики, так и шире – с точки зрения конфликта между точкой зрения, которая видит в ИИ экзистенциальный вызовов и технооптимистическим взглядом, склонным приветствовать расширение применения ИИ. Второй доклад, сделанный доцентом Нижегородского университета имени Лобачевского Болдиной Ксенией Александровной, был посвящён исследованию языка вражды в популярных телеграм-каналах. На большом эмпирическом материале было показана тревожная тенденция манипуляции аудиторией.

На круглом столе «В. И. Ленин: медийный образ спустя век» (ведущая – О. Д. Минаева) с докладами выступили 4 эксперта. Тема медийного образа В.И. Ленина вызвала живой отклик у аудитории, участники активно обсуждали изменение особенностей образа в разные исторические эпохи, пытались дать оценку соответствия реального исторического образа с его медийным наполнением, активно обсуждался современный медийный образ В.И. Ленина, а также общий уровень интереса к его личности у современного молодого поколения. Кроме того, участники попытались предугадать, как этот образ будет меняться в будущем, каков будет общий интерес к личности В.И. Ленина у будущих поколений. 

Секция «Медиапсихология и экзистенциальные вызовы современности» (руководитель – Е. Е. Пронина, ученый секретарь – М. Н. Королева) была посвящена проблемам, связанным с широким использованием технологий искусственного интеллекта (AI-технологий) в массовой коммуникации и профессиональной деятельности журналистов. В докладе руководителя секции Е. Е. Прониной были высказаны идеи о роли журналистской идентичности в сохранении аутентичного феномена журналистского творчества при использовании искусственного интеллекта (AI). В докладе проф. Ю. В. Андреевой из Казанского университета были представлены результаты межвузовского исследования эмоциональных особенностей коммуникации журналистов с искусственным интеллектом. Ст. научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН Н. В. Чудова рассказала о новом этапе разработки методики автоматического психолингвистического мониторинга сетевых дискуссий. Большой интерес вызвал доклад проф. Рязанского университета О. Е. Вороновой о понятии и способах обеспечения «ментальной безопасности» на современном этапе информационно-психологического противоборства. В дискуссии также обсуждались психологические инструменты рекламного воздействия (Л. А. Степнова), трансформация картины мира современного человека под влиянием AI-технологий (Н. С. Писаревская), вопросы психологической безопасности городской медиасреды (О. Р. Карабанова).

В рамках круглого стола «Образовательные программы в современном радиоэфире: вызовы XXI века» (ведущие – Г. В. Сырков, Л. А. Круглова), приуроченного к 100-летию отечественного регулярного радиовещания, представители современного радио и подкастинга обсудили образовательные стратегии на радио, просветительскую функцию радио в эпоху конвергенции, проблемы образовательного вещания, эффективность просветительских программ на радио, что потеряли, а что приобрели радиостанции в образовательной миссии в век цифровых коммуникаций. Также гости круглого стола обсуждали, стал ли подкастинг успешным конкурентом радио в образовательной сфере. Какие отношения выстроились между традиционным радио и современным подкастингом, как дети знакомятся с детскими радиостанциями, и о чем говорит появление радио-пиратов  – на эти и другие вопросы отвечали Елена Бондаренко, главный редактор «Детского радио», Егор Серов, главный редактор «Радио Книга», Дмитрий Конаныхин, ведущий Радио России, Рубина Де Апро, основатель ARSA Production, Арина Тарасова, редактор раздела «Подкасты» Яндекс Музыка, Анастасия Мусьякова, редактор и продюсер подкастов VK Музыка.

Круглый стол «Медиаправо: тенденции и проблемы» (ведущая – Е. С. Крюкова) был организован совместно с Научно-образовательным центром юридического факультета МГУ «Право и СМИ» и Комиссией по медиарегулированию Московского отделения Ассоциации юристов России. На нем прозвучали доклады о правовых и этических проблемах журналистики в эпоху генеративного искусственного интеллекта, путях трансформации медиаправа в связи с внедрением искусственного интеллекта, об особенностях экспертного исследования цифрового медиаконтента, новых видах правонарушений в области медиа, последних тенденции регулирования рынка блогеров и продажи информационных продуктов, процедуре маркировки рекламы в СМИ, а также о законодательных основах медиарегулирования за рубежом на примере Китая. 

Первый день конференции завершился круглым столом «Медиарынок и развитие искусственного интеллекта: бизнес-процессы и модели взаимодействия», организованного факультетом журналистики МГУ совместно с компанией «Яндекс» (ведущие – Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский). В работе круглого стола приняли участие Александр Акулиничев, редакционный директор кластера Curiosity, Shkulev Media Holding; Сергей Давыдов, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ; Дмитрий Медников, управляющий директор «Русской медиагруппы» (РМГ);  Любовь Орлова, руководитель продуктовой службы поиска компании «Яндекс»; Юрий Погорелый, исполнительный директор службы финансово-экономической информации группы «Интерфакс»; Михаил Славинский, руководитель направления по работе с площадками поиска компании «Яндекс». Участники круглого стола обсудили опыт использования генеративного искусственного интеллекта в работе российских редакций, сосредоточившись на самых ярких кейсах, отметили необходимость создания системы подготовки специалистов по искусственному интеллекту, подчеркнув хорошие перспективы развития соответствующего сегмента рынка. Особое внимание было уделено обсуждению вариантов сотрудничества в области искусственного интеллекта всех участников медиарынка: цифровых платформ, медиакомпаний, образовательных учреждений.    

Фотоальбом 5 февраля 

К первому дню конференции «Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия»
 
Фото: Юлия Лицова, Анна Плис, Юлия Цяпа, Екатерина Дубовская, Бухарицин Андрей