Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Е. Л. Вартанова приняла участие в дискуссии ВЦИОМ о школьных чатах

21.11.2022

IMG_9566.jpegIMG_9523.jpeg21 ноября на площадке пресс-центра ТАСС состоялась экспертная дискуссия «Перезапуск школьных чатов: сможет ли Россия перейти на отечественные мессенджеры в образовательном процессе?». В обсуждении приняла участие декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, академик РАО, научный руководитель лаборатории сопровождения и PR-продвижения педагогического образования РАО, доктор филологических наук профессор Елена Леонидовна Вартанова. Она отметила, что из трёх групп участников школьной цифровой коммуникации – дети, их родители и учителя – именно родители остаются в меньшей степени охваченными обучением цифровой грамотности: «Если ребёнок им не рассказывает или на их работе нет потребности повышать цифровые компетенции, то они так и останутся в этом информационном белом шуме».

Елена Леонидовна также привела результаты исследования РАО, выполненного под руководством президента Ольги Юрьевны Васильевой, которое показало, как ограничение на использование гаджетов влияет на детей. «Дети стали внимательнее, стали лучше учиться, у них понизилась тревожность из-за ожидания звонка, сообщения и возможной потери телефона», – подытожила Елена Леонидовна.

Руководитель Практики социального анализа и консультирования ВЦИОМ Андрей Иванович Даудрих представил результаты опроса ВЦИОМ об использовании мессенджеров при обсуждении школьных вопросов, в выборку которого вошли три целевые группы: школьники от 14 до 18 лет, их родители и учителя. Как показали опросы, 56% родителей используют мессенджеры, когда дело касается учёбы детей. «Мессенджеры прочно вошли в нашу жизнь, и это неоспоримый факт», – подчеркнул А. И. Даудрих.

Председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Васильевна Кравченко отметила, что в период пандемии мессенджеры стали использоваться кратно больше. По её словам, если раньше многие вопросы решались в очном формате (в классе), то изоляция сделала эти привычные процессы недоступными. «Сегментирование сфер жизни позволяет нам отделить рабочее от частного, правильно разграничить время», – считает Наталья Васильевна.

Руководитель направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» Андрей Григорьевич Сиденко отметил, что 83% опрошенных организацией родителей недовольны родительскими чатами из-за большого количества ненужных сообщений. «Часто вопросы, которые они обсуждают, не относится к делу, – отметил эксперт. – Прежде чем создавать чат, нужно продумать правила его использования: какие сообщения можно писать, в какое время».

Андрей Григорьевич также отметил, что 52% опрошенных детей имеют секретные чаты без родителей, треть из которых связаны с деятельностью вне школы (как правило, со знакомыми из секций и кружков). По мнению руководителя направления детской безопасности, это создаёт потенциальные угрозы для сохранности данных юных пользователей: «С точки зрения технических аспектов, первое слово должно быть за родителями, поскольку сами они являются инициаторами того, что дети ещё до 14 лет используют мессенджеры, – отметил Андрей Сиденко. – Первое, что нужно сделать — закрыть свой номер телефона. Не отвечать и не открывать сообщения от незнакомых номеров, а тем более не переходить по ссылкам».

Директор по развитию школьных и молодежных проектов VK Сергей Александрович Марданов привёл в пример реализуемый в последние два года сервис «Сферум», в котором разработчики попытались учесть как вопросы безопасности, так и удобства использования: «Общаясь с учителями, мы видим, что запрос на разделение личного и рабочего очень важен для них, – отметил Марданов. – В нашем сервисе есть возможность установить время, в которое будут поступать уведомления о новых сообщениях. За границами этого диапазона сообщения будут приходить в беззвучном режиме». Как дополнительную привлекательную функцию сервиса Сергей Александрович отметил технологию расшифровки голосовых сообщений в текст, которая, благодаря современному уровню развития нейросетей, справляется с грамотной расстановкой знаков препинания.

Директор центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Александра Алексеевна Бочавер рассказала об исследовании эффектов перехода школьной коммуникации в мессенджеры и соцсети во время пандемии коронавируса в 2020 году и сопровождавших процесс трудностях. Эксперт отметила, что готовность к переходу была очень неоднородной, а многие платформы отказывали в работе. Всё это вызывало сильное раздражение, усиливавшее напряжение между учителями и родителями: «Учитывая опыт пандемии, очень важно переводить на новый софт, предварительно обучив навыкам взаимодействия с этими сервисами. Чтобы учитель не олицетворял те проблемы, которые могут возникнуть при переходе», – выразила надежду Александра Алексеевна.

Директор по развитию Союза Отцов, председатель Совета Отцов Москвы при омбудсмене Алексей Михайлович Чегодаев привёл в пример школы, в которых создаются ячейки представляемой им общественной организации: «На сегодняшний день в Москве существует около 50 школ, в которых есть наши представительства, – отметил Алексей Михайлович. – Постепенно папы проявляют интерес. Где они включаются, чаты становятся более конструктивными».

В завершение встречи все участники дискуссии согласились, что культура общения в соцсетях, безусловно, соответствует культуре общения в реальной жизни, и призвали учеников, их родителей и учителей слышать друг друга и не заменять цифровую коммуникацию там, где можно пообщаться вне мессенджеров и соцсетей.

Текст и фото: Андрей Кленин.