Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Лекция П. В. Балдицына открыла V сезон «Литературных сред» на ВДНХ

15.07.2022

DSC_6534.JPG13 июля в лектории павильона «Рабочий и колхозница» на ВДНХ прошла первая лекция нового сезона «Литературных сред» журфака МГУ. Заведующий кафедрой медиалингвистики, доктор филологических наук профессор Павел Вячеславович Балдицын рассказал слушателям об автобиографии Владимира Набокова. Речь шла о книге «Память, говори» («Другие берега») и её месте в творчестве писателя.

По словам П. В. Балдицына, Набоков – один из наиболее интересных творцов своего времени, «средний» поэт, но замечательный прозаик. «Память, говори» (Speak, Memory) – автобиография Набокова, ставшая в его библиографии последним и наиболее полным произведением своего жанра. Жизнь Набокова можно условно разделить на 4 периода, где первым была его жизнь в России, вторым – в Европе, третьим – эмиграция в США, четвёртым – возвращение в Европу.

Дефинитивная автобиография Набокова охватывает 37 лет, заостряя внимание на переломном моменте между вторым и третьим периодами жизни автора. Профессор Балдицын называл книгу «мостом между жизнью в России и жизнью в Америке» Набокова, а также «замковым камнем» всего его творчества.

Автобиография Набокова часто называется романом, что неверно, несмотря на демонстрацию в книге пути внутреннего развития героя и интереса автора к этому пути. Жанр автобиографической книги примечателен тем, что в нём за фигурами героя и автора стоит один и тот же человек. Авторское «Я» — это субъект и объект повествования, это внутреннее переживание и внешний образ, это «Я» в прошлом и в настоящем и, что не менее важно, «Я» — это продукт деятельности других.

Каждой автобиографии свойственны черты такого направления, как autofiction, ведь автобиография – это всегда соединение реальности и вымысла, помогающего постичь реальность. Мы не знаем людей из прошлого такими, какими они были на самом деле – даже если до нас дошли истории о них, – «мы знаем не настоящие факты, а те, что нам достались». Подобно тому, как свойственна этому жанру доля отклонения от действительности, творцам присуще иррациональное её видение, что не может быть более верно для писателя, который терпеть не мог общий смысл (common sense).

«Магистральный сюжет автобиографии Набокова – формирование личности человека и художника слова», – заключил Павел Вячеславович.

В конце лекции профессор Балдицын ответил на вопросы слушателей о значении эмигрантской судьбы в творчестве В. В. Набокова, о разнице оригинальных и переведенных произведений и о жизни сына писателя. На вопрос о том, какие из художественных произведений Набокова могут сравниться с его автобиографией по значимости для нашего понимания психологии автора, профессор привёл такие книги, как «Лолита», «Защита Лужина», «Бледный огонь» и «Дар», заостряя внимание на последнем и объясняя свой выбор тем, что в метаромане фигурирует «очень автобиографический герой».

Запись лекции

Больше фото

Следующая лекция из цикла «Литературных сред» состоится 27 июля. С темой  «Даниил Хармс – фокусник и/или пророк?» выступит кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ Руслан Александрович Поддубцев.

«Литературные среды» продолжают курс образовательной программы факультета журналистики в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» и станут заключительными в этом сезоне. В мае на ВДНХ начались «Медиапонедельники» и «Детские Медиапонедельники», которые продолжатся до 25 июля.

Текст: Полина Бирюкова, Никита Целовальников, студенты 1 курса бакалавриата д/о.
Фото: Георгий Никаноров, Сергей Куликов.

Репортаж телеканала «Культура»