Журналистика и СМИ в период пандемии COVID-19
20 апреля факультет журналистики МГУ провёл онлайн-дискуссию «Журналистика, социальные медиа и пандемия: глобальные вызовы сегодняшнего дня». Мероприятие состоялось в рамках работы экспертной площадки МГУ по актуальным научным проблемам «Диалог о настоящем и будущем» под руководством ректора МГУ академика В. А. Садовничего.
Открыл дискуссию ректор МГУ академик Виктор Антонович Садовничий. Он отметил, что проект «Диалог о настоящем и будущем» помогает не только ученым МГУ реализовать свой потенциал, но и всем нам пережить это непростое время пандемии и самоизоляции.
Модератором встречи выступила Галина Германовна Щепилова, профессор, заведующая кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ.
Старт дискуссии дала декан факультета журналистики МГУ, профессор, член-корреспондент РАО Елена Леонидовна Вартанова. Она подчеркнула, что сегодня у нас два самых страшных вируса — коронавирус и фейкньюс. Если враг номер один — пандемия, то враг номер два — инфодемия — информационная эпидемия фальшивых новостей.
«Мы имеем дело с определенным информационным противодействием, информационной войной, цель которой — посеять панику, дестабилизировать обстановку, убедить общество в неспособности и неготовности власти контролировать ситуацию и в чрезвычайных ситуациях управлять страной», — объяснил председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Евсеевич Хинштейн.
На фоне пандемии и инфодемии, по словам Елены Леонидовны, чрезвычайно вырос уровень медиапотребления. Аудитория хочет больше достоверных новостей и аналитики. В этой ситуации «мы все чаще говорим о том, что профессиональная журналистика и профессиональные средства массовой информации — это своего рода общественное благо, которое нуждается в поддержке общества; и сегодняшняя ситуация, когда коронавирус обострил важность достоверной и оперативной информации, лишний раз говорит о том, что нельзя к нашей профессии и к ряду смежных, таких как реклама и связи с общественностью, относиться только как к бизнесу», — объяснила Елена Леонидовна. — «Это бизнес с высокой долей социальной ответственности».
Мы должны ограничить потоки фейковой информации, считает Елена Леонидовна, призвать профессиональное сообщество к соблюдению принципов социальной ответственности и профессиональной журналистской этики и заняться активным развитием цифровой медиаграмотности аудитории. Тогда борьба с фейками и вызываемой ими паникой у населения будет эффективна.
«Паника во время пандемии — это реакция на меры, которые существуют, на то, что мы пишем, и на всю ту информацию, которая заполонила Интернет», — отметила профессор факультета психологии МГУ, член-корреспондент РАО Галина Владимировна Солдатова.
Чтобы не поддаваться панике и не утонуть в инфодемическом потоке, генеральный директор ИД «Аргументы и факты», доцент факультета журналистики МГУ Руслан Юрьевич Новиков советует читать проверенную информацию, потреблять традиционные СМИ, хотя бы потому, что любой журналист несет ответственность за распространение фейк-ньюс и дорожит репутацией.
При этом Руслан Юрьевич отметил, что «быстрое распространение фейков в любой критической ситуации — это естественная реакция общества. Этот процесс сложно остановить и сложно контролировать». На сегодняшний день, по его мнению, нет инструментов контроля распространения фейк-ньюс. Государство контролирует распространение фейков по факту.
И, как отметил Александр Евсеевич, контролирует «достаточно жестко». Ответственность за фейк-ньюс теперь установлена не только КоАП, но и Уголовным кодексом. Однако, как уточнил Хинштейн, не нужно считать борьбу с фейк-ньюс попыткой «удушения» свободы слова или введения цензуры. Речь идет только об ответственности за свои слова.
В заключение дискуссии эксперты ответили на вопросы слушателей о наиболее авторитетных источниках информации по вопросам коронавируса, о месте социальных сетей в борьбе с фейк-ньюс и о возможности информации регулировать уровень тревожности в условиях самоизоляции.