Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

На журфаке МГУ продолжаются занятия второго набора творческой мастерской «Голос.Лаб» для теле- и радиожурналистов

23.02.2017

IMG_9704.JPGДля того чтобы попасть в мастерскую по постановке голоса, всем желающим необходимо было пройти отбор: записать мотивационное видеорезюме, в котором надо было обосновать свое желание обучаться технике речи. В этом году только 10 студентам разных курсов посчастливилось попасть в «Голос.Лаб». Занятия проводит Пётр Сафрошкин, оперный певец, директор тренинговой компании «Голос.Лаб». Прошло около 4 месяцев с момента первого занятия участников «Голос.Лаб». Нам удалось поговорить с Петром и узнать, как проходят тренинги и какие навыки по технике речи за это время приобрели студенты.

- Вы ведете групповые и индивидуальные тренинги по постановке голоса. Расскажите, как Вы начинали?
- Я бы хотел внести точность в терминах. У меня не постановка голоса, потому что постановка голоса — это для актеров, им нужен хороший поставленный голос, чтобы до последнего ряда партера их было слышно; для певцов это постановка голоса вокального. У меня не постановка голоса, скорее, тренинги по работе с голосом, то есть, у меня нет людей, которые готовы потратить столько времени и сил, чтобы профессионально поставить голос, как это нужно актерам или певцам, поэтому тренинги по работе с голосом — это все-таки о том, как правильно использовать те возможности, которые уже есть у каждого. По сути, я просто помогаю человеку разобраться в себе, в работе дыхания и голосового аппарата, и понять, как ему использовать те возможности, которые у него есть, но скрыты: он не совсем понимает, как их можно раскрыть и использовать в полном объеме. А началось все странно: я работал в государственном вокальном коллективе, был обычным певцом, выступал на разных оперных сценах. В какой-то момент мой коллега сказал, что когда-то у него был опыт работы в тренинговой компании. Я давно интересовался темой развития голоса, сам пробовал себя в качестве диктора, даже актера озвучивания короткометражных фильмов. Меня всегда интересовала мысль, как разные наработки, которые мне приходится встречать в мире пения, сложные вокальные упражнения, дыхательные упражнения, певческие методики — как их можно было бы применить в реальной жизни, не связанной с пением. Если тебе просто нужно говорить, могут ли они быть полезны? Я попробовал на себе это применить. Действительно, певческие методики могут быть очень эффективны для обычной разговорной речи, если их применять в меру и в упрощенном виде. С таких небольших открытий началось мое знакомство с миром работы с голосом. Я стал это углублять, на себе пробовать какие-то упражнения, стал придумывать что-то свое. Придумывал свои ассоциации, игровые упражнения, которые помогают людям, никогда не занимавшимся пением, дыханием и речью, понять, что представляет собой глубокое диафрагмальное дыхание. Когда у меня таких упражнений набралось достаточно много, я, по предложению коллег, которые занимались организацией крупного молодежного форума «Территория смыслов на Клязьме», поехал туда и провел небольшой мастер-класс по работе с голосом для теле- и радиожурналистов. Это было в августе 2015 года. Я так удивился, что на этот мастер-класс пришло порядка двухсот человек. Ребята с огромным удовольствием выполняли упражнения, почти все говорили, что раньше они такого не видели, что для них это очень доступно, просто, полезно. Мне казалось, что ничего удивительного я не делаю, я просто беру сложные вещи, которые даются профессионалам в мире пения, сильно перерабатываю их, упрощаю, чтобы можно было схватить суть с одного-двух занятий. Мне понравилась реакция: было много отзывов. Я решил, что надо двигаться в сторону небольшого курса, который помогал бы людям, искренне заинтересованным в развитии своего голоса, получать желаемое. И начал работать над созданием курса, который сейчас включает в себя большое количество модулей: и постановка диафрагмального дыхания, и дикция, и развитие выразительности голоса, и работа с резонаторами (улучшение звучности, мощности голоса), и работа с эфирным текстом (правильные разметка, прочтение), и снятие голосовых зажимов.

- «Голос.Лаб» — как был создан этот проект?
- Сам проект «Голос.Лаб» начался на журфаке МГУ. Я пришел на факультет журналистики, к Диане Валериевне Платоновой, заместителю декана, мы с ней общались, когда я был руководителем Союза студенческих СМИ, и организовывали некоторые совместные проекты с факультетом. Я пришел к ней и сказал, что есть такая экспериментальная идея: я пою, я занимаюсь музыкой, у меня есть курс, созданный на основе моего опыта, пока небольшой, но мне кажется, что это может быть очень полезно студентам, которые учатся или будут учиться на кафедре телевидения и радиовещания. Я показал ей программу курса, она согласилась и согласовала с деканом, эту идею одобрили. И с сентября 2015 года я начал здесь этот курс проводить. Я очень благодарен факультету журналистики МГУ за то, что эта идея была одобрена, потому что в первый же год был очень большой ажиотаж, очень многие хотели попасть на курс, во второй год это было так же, хотя задание еще усложнилось. Мне кажется, что от этой экспериментальной модели мы вскоре можем прийти к какому-то очень фундаментальному курсу по работе с голосом. Мне кажется, что мы создаем ноу-хау, благодаря тому, что эта идея когда-то была одобрена. Тогда руководство пошло на риск, одобрив эту идею. Сейчас я думаю, что идея удалась. Я хотел бы поблагодарить руководство факультета в лице декана, Елены Леонидовны Вартановой, и заместителя декана, Диану Валериевну Платонову, которой эта идея показалась интересной.

- По каким критериям Вы отбирали студентов-будущих участников «Голос.Лаб»?
- Критерий был только один — готовность студентов идти до конца, затрачивать необходимые силы и время, не халтурить, заниматься дома самостоятельно. То есть, их готовность и замотивированность, чтобы пройти этот курс. И как измерить этот критерий? Я решил с самого начала поставить условие создания видеорезюме, чтобы людям пришлось подумать, придумать какой-то сценарий, композицию, постановку съемки, снять это хорошо, качественно, с определенной идей. Таким образом, в художественном виде, в формате видеорезюме, показать, что ты за человек, почему для тебя важен голос, зачем он тебе нужен, почему ты хочешь его развивать. Я смотрел все видеорезюме и выбирал из них самые интересные, самые творческие, по которым было видно, что человек не пожалел сил и времени на то, чтобы это сделать.

- Довольны ли Вы работой нынешних участников «Голос.Лаб»?
- Я всегда доволен работой участников. Если у студентов что-то не получается, кто-то, может быть, недостаточное рвение прилагает, то я, в первую очередь, ищу в этом свой пробел. Возможно, курс недостаточно интересен, возможно, конкретное занятие было слишком статичным, мало было подвижных упражнений. То есть, моя задача – чтобы каждое занятие было интересным, динамичным, были игры, соревнования. С прошлой группой мы даже ставили мини-спектакль на тему дыхания. Мне важно, чтобы от каждого занятия была мотивация, глаза чуть-чуть, но загорались. Поэтому я доволен, все подходят ответственно, ни в ком не разочаровался.

- Что бы Вы посоветовали тем, кто не прошел отбор в мастерскую, но при этом все же хочет заниматься постановкой своего голоса?
- Замечательный вопрос! Не лениться! Потому что мне самому очень многое приходится искать, проверять на себе, придумывать. Каждый может поступить таким же образом. У меня есть мой организм, моя голосовая система, с которой я могу экспериментировать. Нашел упражнение в сети, примерил на себя, посмотрел и решил, буду давать его студентам или нет. Сходил на мастер-класс какого-нибудь известного певца, увидел, что он дает какое-то сложное вокальное упражнение, заметил, что какую-либо часть можно использовать просто для тех, кому нужна она в повседневной жизни. Попробовал на себе. Поэтому не лениться и искать! Интернет, видеокурсы…очень много, конечно, всякой ерунды есть в Интернете. Желаю искать, смотреть, проверять. Каждый может в любую минуту начать заниматься развитием своего голоса. Но если кто-то хочет именно в «Голос.Лаб», а не самостоятельно, тогда можно подождать следующего набора, который будет в сентябре 2017 года. Можно в нашей группе Вконтакте, которая так и называется «Голос.Лаб», найти упражнения, примеры заданий, примеры разминки для дикции, задать там вопросы. Можно даже к нам прийти на какое-то открытое занятие. Главное, не лениться и искать возможность!

Текст: Алина Сотова.