Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A

Наши научные издания

«Медиапонедельники» на ВДНХ. Лекция Е. Л. Вартановой

01.06.2018

YG7w_IB5zW0.jpg28 мая на ВДНХ начался третий сезон открытых лекций журфака «Медиапонедельники». Проект открыла декан факультета журналистики Елена Вартанова. Тема выступления: «СМИ и журналистика в цифровом мире: тренды ХХI века».
  
На лекции декан рассказала о современном состоянии российской медиасистемы, главных тенденциях её развития в контексте глобальных медиатрансформаций.

Основные тезисы выступления:

— Сегодня мы видим вокруг медиа, которые стали неотъемлемой частью цифрового мира, очень много процессов и институтов. Они напрямую вырастают из традиционных медиа, но с другой стороны, они становятся более широкими явлениями, чем просто медиа.

— Понятно, что мы уже никуда не уйдем от этой цифровой среды. Цифровая экономика в России в пять раз увеличилась за пять лет, цифровой контент за пять лет вырос более чем в 10 раз в своих объемах, выраженных в рублях. И даже цифровая грамотность людей, по измерениям определенных социологических служб, увеличилась в шесть раз. Значит, больше людей стали лучше и эффективнее пользоваться цифровыми технологиями.

— Сейчас развивается рынок производителей. Наверное, в любой индустрии есть рынок, который производит полусырье, полуфабрикаты. Например, киностудии всегда производили кино, которое можно было, как полуфабрикат, использовать на телевидении, превращая полнометражный фильм в телевизионный продукт. Потом мы увидели, как все киностудии двинулись на производство сериалов, и сериалы были нужны только телевидению. Поставщики контента стали абсолютно новыми игроками на рынке. Сериал как отдельный продукт сегодня воспринимается, как главный продукт кино- и видеоиндустрии.

xYICm0WFnFk.jpg— В России выходят медиа на 161 языке мира. Причём речь идёт не только о языках бывших союзных республик, но и о языках стран дальнего зарубежья. В 2018 году лицензию Роскомнодзора получили СМИ на нидерландском и румынском языках.

— Россия относится к странам, в которых заметно цифровое неравенство (digital divide). Не везде в регионах есть качественный доступ в интернет. Современные медиаисследования учитывают такую особенность страны.

— Сегодня медиа — это интернет. И интернет — это медиа. Все видят, что более 80 миллионов россиян в возрасте 12+ пользуется интернетом. Более того, аудитория смартфонов становится ядром аудитории медиа. 98% московских школьников пользуются мобильным интернетом. Молодёжь уходит в цифру, и медиа уходят в цифру, хотят они того или нет — просто чтобы выжить.

— Россия — одна из немногих стран, в которых национальные соцсети пользуются наибольшей популярностью. Facebook, крупнейшая соцсеть мира, существенно уступает ВКонтакте и Одноклассникам.

— Сильные позиции продолжает занимать телевидение. Разговоры о том, что телевидение скоро умрет, не вполне справедливы. Оно останется актуальным, по крайней мере для старшего поколения. В конечном счете, конкуренция между ТВ и интернетом — это конкуренция между активной и пассивной аудиторией.

Лекция Е.Л.Вартановой доступна по ссылке.

S8FqLoV1MS0.jpg