Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. №3 за 2010 год

Колонка редактора: 20 лет свободы прессы


Я. Н. Засурский, профессор, заведующий кафедрой зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова


Editorial: 20 years of the freedom of press

Ya. N. Zassoursky, Professor, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University



Современные тенденции в дизайне и верстке печатных СМИ

Modern Trends in Print Media Get-Up and Design


Визуализация как средство структурирования содержания в  печатных медиа


C. Г. Газанджиев, кандидат филологических наук, ст. преподаватель кафедры техники  газетного дела и средств  информации факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова ( gsg40@bk.ru )

Автор исследует синонимичность определений «структура» и «композиция», принятых в теории оформления периодических изданий. Предлагает ввести уточняющие термины «структура содержания» и «визуальная структура».
Ключевые слова: композиция, структура, визуальная структура


Visualization as an instrument of contents’ structuring in print media


S. G. Gazandzhiev, Associate Professor, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University

The author studies synonymy of such terms as “structure” and “composition” which are actively used in theory of periodicals clearance. He suggests using such term as “content structure” and “visual structure”.
Key words: composition, structure, visual structure



Актуальные проблемы современной веб-типографики: взгляд в будущее


А. А. Беляев, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры техники газетного дела и средств информации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова ( sashabe@rambler.ru )

Статья посвящена актуальным проблемам типографики в веб-дизайне. Автор подробно останавливается на использовании шрифтов во Всемирной сети Интернет, способах их внедрения в веб-страницу. Рассматривается роль веб-стандартов в реализации типографических правил оформления текста. Делается вывод о значении технологий в веб-типографике и том пути, который ей еще предстоит пройти.
Ключевые слова: типографика, веб-дизайн, шрифт, веб-стандарты, веб-технологии, CSS


Pressing issues in modern web-typographics: insight into the future

A. A. Belyaev, Associate Professor, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University  

The article is devoted to the actual problems of typographics in web design. The author extensively covers the using of fonts on the Net, methods of their embedding onto the web page. The role of web standards in the common typographic rules implementation is examined in detail as well. The author concludes the article with a point about technologies role in the web typographics forming process and with a prediction about its future path.
Keywords: typographics, web design, font, web standards, web technology, CSS



Информационная графика в современной визуальной культуре


Н. А. Силанов, аспирант кафедры техники газетного дела и средств информации
факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова ( nik-silanov@mail.ru )


В статье рассматривается информационная графика как средство привлечения современной аудитории. Автор исследует специфику производства инфографики для периодических изданий.
Ключевые слова: информационная графика, инфографика, дизайн, визуализация


Infographics in modern visual culture

N. A. Silanov, Ph.D. Researcher, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University

Information graphics as an instrument of attraction of modern audience is examined. Author investigates the specifics of infographics design for periodicals.
Key words: information graphics, infographics, design, visualization



Инструменты оптимизации расходов редакции ежемесячного журнала в условиях кризиса (на примере службы дизайна)


Д. В. Ковалев, аспирант кафедры газетного дела и средств массовой информации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова ( nnpaul@rambler.ru )

Автор предлагает способ сокращения издержек производства печатного издания в период кризисных явлений в экономике в соответствии с изменением общества под воздействием Интернета.
Ключевые слова: Интернет, дизайн-отдел, управление, сокращение издержек, тайм-менеджмент


Instruments of optimization of editorial costs for monthly magazine under conditions of crisis (design departments case)

D. V. Kovalev, Ph.D. Researcher, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University

Author offers a method to reduce charges of printing production in the crisis phenomena in economy in accordance with society changes under the influence of the Internet.
Key words: Internet, design service, management, time-management, cost saving



Оформление книги: от искусства до художественного конструирования


С. И. Галкин, кандидат филологических наук, доцент кафедры техники газетного дела и средств коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова  ( galckin.stanislaw@yandex.ru )

Автор исследует соотношение понятий искусство книги, оформление книги и типографика книги и их использование в отношении тех или иных изданий.
Ключевые слова: искусство книги,  оформление книги, художественное конструирование, шрифт, иллюстрация


Getting up a book: from art to artistic construction

S. I. Galkin, Associate Professor, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University

The author studies the ratio of such concepts as art of book, clearance of a book and typography of a book and their usage related different to editions
Key words:  art of book, clearance of a book, art construction, font, illustration



История журналистики

Journalism History


Как финансировался журнал «Морской сборник» (1848-1917)


Б. И. Есин, доктор филологических наук, зав. кафедрой истории русской журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

В заметке приводятся данные о материальной поддержке «Морского сборника» на протяжении его издания до 1917 года.
Ключевые слова: «Морской сборник», Морское министерство, субсидии


How “Morskoy vestnik” (1848-1917) was financed

B. I. Esin, Professor, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University

The article contains the data about material and financial support of “Morskoy sbornik” in the period of his publication to 1917.
Key words: “Morskoy sbornik”, Navy Ministry, subsidies



«Вестник Европы» 1870-х гг.: программа модернизации России


Г. С. Лапшина, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ ( lapgal@pochta.ru )

Статья посвящена тому, как поставленная ныне задача модернизации России может быть соотнесена с опытом прошлого, когда в 1870-е гг. в стране осуществлялись реформы Александра II, и печать активно участвовала в обсуждении их. Материалы либерального журнала «Вестник Европы» являются ценным историческим источником, отразившим сущность преобразовательных процессов, тип происходившей модернизации и отношение к ней прогрессивной интеллигенции, сторонников реформистского пути развития. Используя современную терминологию можно утверждать: существуя в стране, где происходила модернизация догоняющего типа, оценивая революционный вариант как удачный опыт прошлого и объективно возможный в настоящем, публицисты журнала пытались способствовать развитию модернизации органичной.
Ключевые слова: модернизация,  реформы Александра II, конституционная монархия, парламентаризм, европейская цивилизация


“Vestnik Evropy” in 1870s: the program of Russia’s modernization

G. S. Lapshina, Associate Professor, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University

The article is devoted to the ways of correlating the actual problem of Russia’s modernization with the past experience of Alexander's II reforms carried out in 1870-s when the press actively participated in public discussion of the reforms. Materials of liberal magazine «The Herald of Europe» are the valuable historical source reflecting the essence of transformations, the character of modernization and the connection between the process and progressive intellectuals who supported the reformist way of country’s development. According to modern terminology it is possible to assert that, publicists of magazine tried to promote development of organic modernization as they lived in the country that followed a catching up type modernization and estimated the revolutionary option as a successful experience of the past that was possible in their times.
Key words: modernization, Alexander's II reforms, constitutional monarchy, parliamentarianism, European civilization



История российской журналистики  дооктябрьского периода в зарубежных исследованиях (начало)


Т. С. Родионова, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры истории русской  журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова ( rodionova.tatiana@smi.msu.ru )

В статье дается характеристика ряда работ зарубежных исследователей, касающихся истории российской печати и не переводившихся на русский язык (за исключением книги проф. Ч. Рууда «Русский предприниматель московский издатель Иван Сытин»), в которых авторы демонстрируют актуальные и оригинальные подходы к предмету, предлагают некоторые методологические и методические аспекты исследования истории журналистики России, представляющие интерес для отечественных ученых.
Ключевые слова: история журналистики России, дооктябрьский период, зарубежные исследования
    
                                                            
The history of pre-october russian journalism in foreign studies (Part 1)

T. S. Rodionova, Associate Professor, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University

 The article is concerned with a series of books and articles written by western researches and dedicated to the history of Russian journalism in pre-October era. Nearly all of them had not been translated into Russian up to this time. The authors show actual and original views on the subject, and offer some general and methodical aspects of studying history of Russian journalism which may be interesting for our scientists.
Key words: history of Russian Journalism, pre-October period, foreign researches



Неизвестная статья Ивана Бунина


А. В. Бакунцев, кандидат филологических наук, доцент кафедры редакционно-издательского дела и информатики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Данная публикация носит во многом сенсационный характер. Ее автор доказывает, что статья «Памяти А. Ф. Кони» (1921), которая до сих пор оставалась неизвестной и не атрибутированной, была написана И. А. Буниным.
Ключевые слова: И. А. Бунин, А. Ф. Кони, статья, некролог, атрибуция


Ivan Bunin’s unknown article


A. V. Bakuntsev, Associate Professor, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University

This work is a sensational one. Its author proves that the article “In memory of A. F. Koni” (1921), which has been still unknown and unrecognized was written by I. A. Bunin.
Key words: I. A. Bunin, A. F. Koni, the article, the obituary, the attribution



Радио Свобода в 50-70-е годы ХХ века: поиск форм пропаганды в период холодной войны


А. С. Колчина, аспирант кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова ( annakolchina@mail.ru )

В послевоенные годы в Мюнхене, в зоне американского влияния, собралось около пятидесяти тысяч политических эмигрантов из России. Американская дипломатия, увидев такую концентрацию сил, решило с помощью эмигрантов вести пропаганду на страны Социалистического лагеря. В статье показано, как в 1950-1970-е годы через Радио Свобода осуществлялась чуть ли не единственная связь эмигрантов с родиной, со временем вылившаяся в захватывающий диалог между эмиграцией и интеллигенцией в Советском Союзе. Во многом благодаря Радио Свобода сохранилась русская литературная традиция – часто литература в русском зарубежье выживала потому, что была возможность передать ее, именно, по-русски для заинтересованной аудитории.
Ключевые слова: Радио Свобода, вещание, эмигранты, пропаганда, литература русского зарубежья


Radio Svoboda in 1950s-1970s: searching for propaganda forms during cold war

A. S. Kolchina, Ph.D. Researcher, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University

In post-war years in Munich, zone of the American influence, was gathered about fifty thousand political emigrants from Russia. American diplomats, which observed such concentration of forces, decided (by means of emigrants) to conduct propaganda on the countries of Socialist camp. In 1950-1970 through Radio Liberty was carried out communication between Russian emigrants and their native land, which further turned in fascinating dialogue between emigration and intelligence in Soviet Union. Russian literary tradition has remained in many respects thanks to Radio Liberty. Often literature in Russian abroad survived because of the possibility to broadcast it in Russian for an interested audience.
Key words: Radio Liberty, broadcasting, emigrants, propaganda, Russian-language literature abroad



Новые технологии в журналистике

New Technologies in Journalism


Блоги как важнейшая медиаформа в составе пользовательских медиа


А. А. Зудочкина, аспирант кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова ( perhapsyou@mail.ru )

Современные технологии паблик рилейшенз неразрывно связаны с интернет-пространством. Особенно это касается PR-методов, применяемых в компаниях, работающих на рынке информационных технологий, как самых прогрессивных в  коммерческой сфере. Не случайно американские маркетологи ввели в оборот новый термин – consumer generated media - для определения новых сетевых медиаформ, стимулирующих потребителей. PR 2.0 – это не только шанс придать работе с журналистами и коллегами новую форму, но и возможность общаться напрямую с клиентами или потребителями.
Ключевые слова: сетевые медиаформы, PR-методы, ИТ-компании, блоги, PR 2.0


Blogs as dominant media form among user generated media

A. A. Zudochkina, Ph.D. Researcher, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University

Modern PR-technologies inseparably linked with Internet. Especially it concerns the PR-methods applied in the IT-companies, as the most progressive in commercial sphere. Not casually American experts in marketing have put into circulation the new term – consumer generated media (CGM) - for definition of the new network media forms stimulating consumers. PR 2.0 is not only a chance to give the work with journalists and colleagues new forms, but also possibility to communicate directly with clients or consumers.
Key words: consumer generated media, PR-methods, IT-companies, weblogs, PR 2.0



Актуальные формы и типологические модели новых медиа


К. А. Карякина, аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова ( karyakina@gmail.com )

В настоящей статье анализируются ключевые типологические характеристики, на основе которых возможно выделить основные формы и модели новых медиа. Автором описываются процессы, положенные в основу современной концепции новых медиа, такие как конвергенция, дигитализация, интерактивность и принадлежность новых медиаресурсов к сетевому пространству. В качестве успешных примеров анализируются социальные сети, блогосфера и другие околожурналистские блогомодели, новостные порталы и виртуальные игры. Характеризуется активная созидательная роль новой медиааудитории в реализации данных моделей, которые в свою очередь рассматриваются не только с позиции ценности медийного контента, но и в разрезе выполнения ими актуальных социо-коммуникативных задач.
Ключевые слова: новые медиа, социальные сети, блог, конвергенция, twitter


Current forms and typology models for new media

K. A. Koryakina, Ph.D. Researcher, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University

In this article key new media characteristics are analysed which allow to identify main formats and models of new media. The article describes convergence, interactivity, digitalization and networking as crucial processes forming the new media concept. The following models are characterised as the most successful examples of new media: social networks, blogs and various blog models, news portals and online games. Special attention is drawn to the active and creative role of new media audience in implementing these media models which are analysed not only from the perspective of content but also through their contribution into realizing relevant social and communicative tasks and activities.
Key words: New media, social networks, blogs, convergence, twitter



Экономика СМИ

Media Economics

Бизнес-концепция масс-медиа и ее универсальная природа


В. Л. Иваницкий, кандидат филологических наук,  доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова ( ivanitsk@mail.ru )

В статье сформулирован и обоснован тезис об универсальной природе бизнес-концепции масс-медиа, реализация которой, в свою очередь, производится субъектами отрасли в рамках индивидуальных бизнес-стратегий.
Ключевые слова: СМИ, предприятие масс-медиа, универсальная бизнес-концепция, бизнес-стратегия, бизнес-модель, группы влияния, типы стратегий


Business concept of mass media outlet and its’ universal nature

V. L. Ivanitsky, Associate Professor, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University

 In article, the thesis of the universal nature of the business concept of the mass media is formulated and based. Its realization is, in turn, made by subjects of branch within the limits of individual business strategy.
Key words: mass media, the enterprise of mass media, the universal business concept, business strategy, influence groups, types of strategy



Представляем зарубежного ученого

Presentation of Foreign Researcher


Журналистское образование в Нью-Йоркском университете: история и современность


М. Стефенс, профессор журналистики Институт А.Картера, Нью-Йоркский университет ( mitch.stephens@nyu.edu )

Институт имени Артура Картера в Нью-Йоркском университете, — одна из старейших и наиболее уважаемых в Соединенных Штатах программ подготовки журналистов, — всегда делал большую ставку на практические курсы, нежели теоретические исследования в области журналистики. И в этом отношении он является типичным примером лучших американских программ подготовки журналистов. Откликаясь на новые тенденции в развитии журналистики, Нью-Йоркский университет стремится стимулировать более глубокий и творческий подход к подготовке журналистских материалов. Это предполагает более полное и систематичное изучение тех предметов, к освещению которых готовится студент. Но основной упор при этом все же делается на выработку навыков подготовки и написания журналистских материалов, а не исследования в области журналистики.
Ключевые слова: журналистское образование в США, Институт Артура Картера, Нью-Йоркский университет


Journalism education in New York University: history and modernity

M. Steffens, Professor, Arthur L. Carter Institute, New York University (USA)

The Arthur L. Carter Institute at New York University — one of the oldest and most respected Journalism programs in the United States — has always emphasized practical instruction in writing and reporting, rather than theoretical investigations of journalism. In this regard it represents typical example of the top Journalism programs in the United States. In response to the rise of new forms of journalism, New York University has begun encouraging more thoughtful, more searching approaches to writing and reporting. This includes more specialized, scholarly study of the subject matter upon which a student is being trained to write and report. The emphasis remains, however, upon that writing and reporting, more than upon the study of journalism itself.
Key words: journalism education in the US, Arthur L. Carter Institute, New York University



Сравнительный анализ влияния глобализации на китайские и российские СМИ


Цзя Лэжун, кандидат филологических наук, доцент колледжа телевидения и журналистики Коммуникационного университета Китая ( jialerong@hotmail.com )

В статье рассмотрена трансформация китайских и российских СМИ под влиянием глобализации, а также влияние глобализации на медиасистемы двух стран.
Ключевые слова: глобализация, медиасистемы, Китай, Россия, сравнительный анализ


Impact of globalization on chinese and russian media: comparative analysis

Chjia Lerong, Associate Professor, China Communication University

This paper examines the transitions of mass media in China and Russia under globalization, and the influences of globalization on media systems in both countries.
Key words: globalization, media system, China, Russia, comparative analysis



Ведется исследование

Research is Being Carried Out


Современный телевизионный анонс: коммуникативно-стилистическая трансформация жанра (на материале анонсов информационных и публицистических программ за 2005 – 2009 год)


Л. Е. Малыгина, аспирант кафедры стилистики русского языка факультета журналистики MГУ имени М.В. Ломоносова ( lidia.malygina@gmail.com )

В статье представлено комплексное исследование жанра современного  телевизионного анонса с позиций коммуникативной стилистики. Автор раскрывает  экстралингвистические причины трансформации жанра современного телеанонса, а также стратегии и тактики анонсирования;  определяет  ведущие жанровые интенции; прослеживает  генезис  жанра; выделяет   сущностные жанровые черты и  риторические приемы оформления текстов анонсов; выявляет и описывает коммуникативные сбои и лингвоэтические проблемы.
Ключевые слова: телевизионный анонс, жанр, трансформация,  эфирный промоушн, промо,    коммуникативный сбой,  лингвоэтические проблемы


Modern television trailer: communicative and stylistic transformation of the genre (trailers for news and news magazine programs of 2005-2009)

L. E. Malygina, Ph.D. Researcher, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University

The article presents a complex research of the contemporary TV-trailer genre from the communication stylistics point of view. The author reveals the extra-linguistical causes of the genre transfiguration in the modern-day TV trailers, as well as the tactics and strategies of trailer production; the main genre intentions are also determined and follows up on the genesis of the genre. In the article, the essential traits of the genre and rhetoric means of text-handling have been determined, and communicative failures and linguo-ethical concerns analyzed.
Key words: TV trailer, genre, transfiguration, on-air promotion, promo, communicative failure, linguo-ethical concerns



Определение критериев творчества в произведениях периодической печати


А. А. Тимофеев, аспирант второго года обучения кафедры истории и права отечественных СМИ МГУ имени  М.В. Ломоносова ( alekstimofeev@gmail.com )

В статье рассматривается проблема определения критериев творчества в произведениях периодической печати в аспекте авторского права с целью выяснения четких признаков, по которым можно было бы определить наличие творческой составляющей в журналистском произведении  для отнесения его к объектам авторского права. В статье указывается, что таким признаком может быть наличие в произведении как минимум трех связанных между собой смысловых единиц, как минимум одна из которых должна содержать анализ, прогноз, комментарий.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, творчество, периодическая печать


Qualifying criterion of creativity in the print media works

A. A. Timofeev, Ph.D. Researcher, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University

The article addresses the problem of defining the criteria of creativity in the work of the periodical press in the aspect of copyright law to determine clear signs that could identify the presence of creativity in journalistic work in order to assign it to objects of copyright. The article says that this feature may be the availability of the product of at least three related semantic units, at least one of which must contain an analysis, forecast, comment.
Key words: Intellectual property, creativity, periodicals



Этические аспекты работы журналиста (на примере рекламы в медицинских журналах Германии)


Н. А. Чукаева, аспирант кафедры зарубежной журналистики и литературы  Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова ( chukaeva@mail.ru )

Рекламу в специализированных медицинских изданиях и изданиях о здоровом образе играет особую роль. Преподносить ее нужно осторожно, ведь она может напрямую влиять на жизнь и здоровье читателей. Ответственность перед аудиторией и законы диктуют медицинским изданиям и журналам о здоровом образе жизни особые правила поведения. Германия давно и успешно борется с недобросовенностью журналистов, а также демонстрирует широкие возможности законодательного регулирования рекламы в медицинских изданиях.
Ключевые слова: Германия, специализированные издания, журналы о здоровом образе жизни, этика, реклама


Ethical dimensions in journalist’s work (the case of advertising in medical periodicals in Germany)

N. A. Tchukaeva, Ph.D. Researcher, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University

Advertisement plays a great role in editions of special medical interest and health magazines. One of the most progressive countries in regulating the quality of such advertisement is Germany. The article reveals interesting examples of illegal presentation of facts and facilities of struggle against irresponsible journalists.
Key words: Germany, editions of special interest, health magazines, ethics, advertisement