Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. №1 за 2009 год

СМИ и рынок: закономерности формирования и развития



Колонка редактора: Новый мир – новые образы: XXI век создает свои символы

New World – New Images: XXIst Century Creates Its Symbols

Я. Н. Засурский, профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова




Российские СМИ после социализма: политика vs потребление

Е. Л. Вартанова, профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой теории и экономики СМИ, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

С. С. Смирнов, кандидат филологических наук, ст. преподаватель кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Статья посвящена анализу развития российских СМИ после социализма в контексте глобальной коммодификации медиасистем. В статье рассматривается трансформация запросов российской аудитории, коммерциализация индустрии СМИ, растущая роль рекламодателей в коммуникационных процессах. Особое внимание уделяется развитию развлекательного сегмента российской медиаиндустрии, деполитизации СМИ и феномену парадокса разнообразия.
Ключевые слова: рынок содержания, контент, коммерциализация, рекламодатель, развлечение

Russian Mass Media after Socialism: Politics vs Consumption
The main focus of the article is on the development of Russia’s mass media after the collapse of socialism in the context of global commodification of media systems. The article deals with the transformation of the Russian audience’s demands, commercialization of the media industry, and the growing role of advertisers in the communication processes. A special emphasis is made on the development of the entertainment sector of the media industry in Russia, media depolitization, and the phenomenon of diversity paradox.
Key words: the content market, content, commercialization, advertiser, entertainment


Поливариативность подходов к изучению рекламы в СМИ

Г. Г. Щепилова, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

В статье рассматриваются основные подходы при изучении рекламы в средствах массовой информации. С одной стороны, СМИ рассматриваются как каналы распространения рекламы. С другой стороны, реклама является финансовым источником медиабизнеса. И, наконец, реклама является структурной частью содержания конкретных изданий.
Ключевые слова: реклама, рекламный бюджет, медиарынок, аудитория, содержание медиа

Studying Advertising in Media: Polyvariance of Approaches
The article is considered the basic approaches to studying of advertising in mass media. On one hand, mass-media are channels of advertising, on other - advertising is financial source of media business. And, at last, advertising is a structural part of the content of editions.
Key words: advertising, advertising budget, media market, audience, content of media


Индия: информационные технологии и индустрия аутсорсинга

Н. В. Ткачева, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова

В статье рассмотрены основные этапы развития индустрии аутсорсинга - доминирующего сектора отрасли информационных технологий (ИТ) Индии.
Ключевые слова: оффшорное программирование, ИТ-аутсорсинг, аутсорсинг бизнес-процессов, информационные технологии, технопарки по производству программного обеспечения

Information Technologies and the Outsourcing Industry in India
The main stages of development of outsoursing industry – dominant sector of information technology industry is viewed in the article.
Key words: offshore programming, IT-outsoursing, business process outsoursing, information technology, software technology park units


Современные подходы к организации медиарилейшнз

А. Н. Назайкин, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова ( info@nazaykin.ru  )

Медиарилейшнз - это важнейшая часть паблик рилейшнз, которая «отвечает» за донесение информации нужной аудитории через средства массовой информации. Эффективная деятельность в области медиарилейшнз возможна только при грамотной организации всего технологического процесса: проведения ситуационного анализа, стратегического планирования, оценке краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных результатов и т.д.
Ключевые слова: медиарилейшнз, паблик рилейшнз, журналисты, анализ и оценка медиарилейшнз, модель RACE, бюджет, мониторинг

Contemporary Trends in Managing Media Relations
Media Relations, as the major part of Public Relations, is aimed at getting a certain message across to the target audience by the means of mass-media. Effectiveness in Media Relations totally depends on the competent organization of the overall process: the situation analysis, the strategic planning, the evaluation of short-term, medium-term and long-term results, etc.
Key words: Media Relations, Public Relations, journalists, MR analysis and evaluation, RACE model, budget, monitoring


Тенденции развития корпоративного управления в ведущих медиакомпаниях России

М. И. Макеенко, кандидат филологических наук, ст. преподаватель кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

С. С. Смирнов, кандидат филологических наук, ст. преподаватель кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Статья посвящена анализу системы корпоративного управления в медиакомпаниях России. В статье рассматриваются организационно-правовые формы российских медиакомпаний, обобщаются сведения об их акционерах и высших должностных лицах. Особое внимание уделяется структурам органов корпоративного управления и сферам ответственности топ-менеджмента.
Ключевые слова: менеджмент, юридическое лицо, акционер, генеральный директор, совет директоров

Corporate Governance in Russian Media Companies: Trends of Development
The main focus of the article is on the system of corporate management in Russia’s media companies. The article deals with the organizational and legal forms of Russian media companies as well as summarizes the data on their shareholders and senior officials. A special emphasis is made on the structure of corporate management bodies and the fields of responsibility lying with the top management.
Key words: management, corporate person, shareholder, СEO, board of directors


Современный российский рынок деловой информации

М. В. Блинова, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Статья посвящена современному рынку деловой информации в России. Автор рассматривает структуру российского делового медиарынка, рассказывает о различных типах деловых медиа, о рекламе в деловых СМИ.
Ключевые слова: деловые СМИ, медиарынок, рекламный рынок, реклама

The Modern Russian Business Information Market
The article is focused on modern Russian business media market. Author shows the structure of Russian business media market, describes different types of business media, advertising in business media.
Key words: business media, media market, ad market, advertising


Управление контентом печатного СМИ в условиях рынка

С. К. Степанян, преподаватель кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Развитие медиарынка требует особых подходов к управлению контентом печатных СМИ. Одним из эффективных инструментов организации содержания изданий является внедрение в деятельность редакции внутренних стандартов. Данные стандарты могут быть оформлены в виде документа, в котором прописаны все требования к текстовым и графическим материалам газеты или журнала.
Ключевые слова: формат, стайлбук, контент, стандарт, маркетинг, медиарынок

Content Management in Market Oriented Printing Media
The development of the media market needs a special approach to management of the printing media content. One of the most effective instruments in organization media content is adoption to the contemporary life of media organization internal standards. These standards can be formalized in special document which include all requirements to the textual and visual materials of newspaper or magazine.
Key words: format, content, standard, marketing, media market


Влияние антропологического фактора на теорию массовой коммуникации

Д. В. Дунас, соискатель кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова

Автор статьи ставит под сомнение традиционное рассмотрение теории коммуникаций, которая в контексте СМИ понимается как массовая коммуникация. Привнесение антропологического фактора в теорию массовой коммуникацию заставляет констатировать синкретическую природу коммуникации посредством медиа и дефинировать таковую отличным образом – как медиакоммуникацию. Одним из способов доказательств, используемым автором, является попытка описать медиакоммуникацию в виде системы.
Ключевые слова: антропология СМИ, массовая коммуникация, межличностная коммуникации, медиакоммуникация, фрактальная система, диссипативная система, самореферентная система, аутопойетическая система

Impact of the Anthropological Factor on Mass Communication Theory
The researcher prejudices the traditional approach to the mass communication theory. The anthropological factor compels us to acknowledge the syncretic nature of communication in mass-media. One of the most interesting ways of arguments the researcher uses is the systems theory operated on mass communication theory.
Key words: anthropology of media, mass communication, interpersonal communication, media communication, fractal system, dissipative system, selfreferential system, autopojetic system



Телевидение и радио



Эволюция предвыборной телевизионной коммуникации в постсоветской России (1989 – 2008)

Ю. И. Долгова, кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

В статье прослеживаются этапы телевизионной предвыборной коммуникации с 1989 по 2008 гг. Автор анализирует опыт освоения российскими политиками телевизионного пространства, оценивает формы политической коммуникации, характерные для парламентских и президентских кампаний постсоветской России.
Ключевые слова: телевидение, предвыборная кампания, коммуникация, политическая дискуссия, теледебаты

Evolution of Pre-Electoral Television Communication in Post-Soviet Russia (1989-2008)
The article outlines the main stages of the pre-electoral communication development from 1989 until 2008. The author analyses the way Russian politicians used the television for achieving political goals, evaluates those forms of political communication, which were most common for the parliamentary and presidential election campaigns in post-Soviet Russia.
Key words: television, advertising, electoral campaign, communication, political discussion, TV debates



Язык СМИ



Речевой портрет современного журналиста

Д. А. Буравчикова

Статья посвящена анализу языковой составляющей деятельности журналиста на семантическом уровне, уровне когнитивной лингвистики и мотивационном уровне. Автор рассматривает формы образования когнитивных концептов (мыслительного образования, отражающего опыт личности), классификацию концептов. Исследует лексические и стилистические средства реализации речевого портрета журналиста: метафорические модели и риторические фигуры.
Ключевые слова: журналистика, язык, личность, когнитивная лингвистика, концепт

Speech Portrait of Modern Journalist
The article is devoted to the analysis of the linguistic component of the journalistic work. It reveals the semantic, cognitive linguistics and motivation layers of journalism activities. The author analyses different forms of cognitive concepts, as well as the classification of these concepts. The research draws attention to lexical and stylistic devices, used in creating a linguistic portrayal of a journalist: metaphoric models and rhetorical figures.
Key words: journalism, personality, cognitive linguistics, concept



Ведется исследование



Третья русская эмиграция в контексте отечественной культуры 1960-1980-х годов и культуры русского зарубежья

Е. Ю. Скарлыгина, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Статья посвящена связям русской неофициальной культуры 1970—80-х годов с культурой русской эмиграции. Автор рассматривает вклад «третьей волны» эмиграции в русскую культуру XX века.
Ключевые слова:русская эмиграция, «третья волна», русская культура

Third Russian Emigration in Russian Cultural Context of 1960-1980s and Russian Expatriates’ Culture
This article is devoted to connections of Russian non-official culture of 1970-80 years with culture of Russian emigration. The author provides analy¬sis of the «third wave» of emigration achievements and its contribution to Russian culture of the XX century.
Key words: Russian emigration, the «third wave», «Kontinent», Russian culture


Кризис жанра минисериала на Би-Би-Си

С. И. Рунова, аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Телеканал «Культура», редактор

В нашей статье мы разбираем период кризиса, который пережил жанр минисериала на Би-би-си в 80-90-е гг. прошлого века. Его причины, способы выхода из него, последствия, которые повлекли изменения в программной политике корпорации и структуре самого жанра. Мы также приводим разбор наиболее типичных минисериалов того периода.
Ключевые слова: телевидение, жанр, минисериал, концепция, тема, развитие

The Crisis of Mini-Series Genre on BBC
In our article we examine the crisis of miniseries on BBC which occurred in 80s-90s of the last century. Its reasons, its solutions, its results which have influenced the corporations' programming politics and changed the structure of genre itself. We also show the most typical miniseries of this period.
Key words: Miniseries, genre, corporation, programming politic


Мобильное телевидение во Франции: ключевые особенности программной политики и специфика форм оплаты

А. В. Одегова, аспирант кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Статья посвящена развитию и современному состоянию мобильного телевидения во Франции, особенностям телепрограмм для мобильных терминалов, характерным для французского медиарынка, программной политике мобильного телевидения во Франции.
Ключевые слова: медиасистема, телевидение, Франция, мобильные медиа, программная политика

Mobile TV in France : Programming Strategies and Payment Specifics
This article is devoted to the development and current state of mobile TV in France. The author outlines the particularities of TV programs for mobile terminals, which are typical for the French media. The researcher also analyses the mobile TV programming policy in France.
Key words: media system, television, France, mobile media, programming policy



Материалы, документы, публикации



А. П. Чехов и А. С. Суворин (новые материалы к старой теме)

С. Я. Махонина, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

В статье предлагается свежий взгляд на взаимоотношения А. П. Чехова и издателя А. С. Суворина. Автор вновь обращается к личности Суворина, к которому в исследованиях советского периода незаслуженно сформировалось негативное отношение как к «гонителю» таланта А.П. Чехова, и анализирует причины сложившейся ситуации, а также приводит документальные свидетельства, благодаря которым отноше¬ния Чехова и Суворина предстают в новом качестве.
Ключевые слова: журналистика, издательство, Чехов, Суворин, «Новое время», переписка, «дело Дрейфуса»

Tchekhov and Suvorin (New Files for the Old Issue)
The article analyses the professional relations between Tchekhov and Suvorin from a new angle. The author gives a different vision of the figure of Suvorin. During the Soviet times this publisher was unjustfully considered to be a man who did not acknowledge Tchekhov's talent. The author analyses the reasons why this attitude towards the publisher was formed and provides documents which prove the falseness of this widespread opinion.
Key words: journalism, publishing house, Tchekhov, Suvorin, 'Novoe vremya' newspaper, correspondence, Dreyfus assair