Ru | En


Научно-исследовательская работа


Факультет журналистики сохраняет позиции ведущего центра исследований журналистики, СМИ и массовой коммуникации России. Результаты научной работы его сотрудников ежегодно представляются на научных конференциях крупнейших профильных исследовательских ассоциаций Европы и мира, публикуются в виде монографий и статей в авторитетных отечественных и зарубежных изданиях.
Научно-исследовательская работа факультета носит фундаментальный характер и призвана совершенствовать образовательный процесс на всех ступенях высшего профессионального образования. Результаты НИР факультета используются при разработке новых учебных курсов и программ подразделения, подготовке учебников и учебных пособий.

Основные направления и тематика исследований

Научные исследования на факультете журналистики ведутся в рамках следующих приоритетных направлений:

Медиа в современном обществе: конвергенция, интерактивность, мобильность (науч. рук. проф. Я. Н. Засурский)


СМИ в мировых информационно-коммуникационных процессах
Руководитель НИР: Урина Н.В.
Номер ЦИТИС: 01201361025

Работа по изучению роли СМИ в мировых информационно-коммуникационных процессах велась по нескольким направлениям. Были определены основные исторические этапы развития еженедельной прессы, выявлены типологические особенности и основные факторы влияния в трансформации типов. Кроме того, уделено должное внимание основным тенденциям развития журнальной прессы в мультимедийном глобальном пространстве и национальным приоритетам ее развития в США и европейских странах.

Л. Г. Михайлова анализировала эволюцию американского еженедельника «Паблишерз уикли» (The Publishers’ Weekly, сокращенно PW) за его 165-летнюю историю существования. Из специализированного оперативного бюллетеня для книготорговцев и книгоиздателей еженедельник постепенно превратился, благодаря продуманной долговременной редакционной политике, в издание, совмещающее аналитику в областях книгопечатания, издания литературы и торговли книгами с квалифицированным руководством для библиотекарей и широкого круга читателей в мире книжных новинок, а также c оперативным откликом на последние тенденции в сфере информационных технологий.

И. Я. Новицкая рассмотрела исторические корни развития печати в Швеции в целом и еженедельников, в частности. Острейшая необходимость, которую испытывала Швеция и другие страны Европы в Новое время, заключалась в получении и массовом распространении необходимой актуальной информации из разных регионов своей страны и из-за рубежа. Анализ процессов, происходивших в ХУП веке, служит основой для тщательного исследования еженедельной прессы в ХУШ в., который предопределил те направления, по которым стала развиваться пресса. В еженедельной печати XVIII в. уже становятся отчетливо заметны те черты, которые в дальнейшем будут отличать прессу XIX-ХХ и даже XXI вв.

Н. В. Урина посвятила свою работу основным тенденциям развития еженедельной прессы Италии. Последовательно определены основные этапы становления и развития еженедельников в Х1Х-ХХ вв. Итальянские еженедельники представлены изданиями самой различной периодичности и объема, они адресованы массовой и узко очерченной аудитории. Особую нишу занимают еженедельники, вписавшие в историю итальянской журналистики как славные, так и бесславные страницы, особенно в период фашизма.



Система СМИ России
(науч. рук. проф. М.В. Шкондин, проф. Я.Н. Засурский)


СМИ как коммуникативная система
Руководитель НИР:
Шкондин М.В.
Номер ЦИТИС: 01201257723

Предпринято исследование журналистики, СМИ как системного объекта, целостность которого обеспечивает публичность социальной деятельности. Согласно исследованию, создаваемые журналистикой ресурсы публичности пока не обеспечивают разрешение противоречия между общественными потребностями в публичности и возможностями ее удовлетворения. Создаваемые для этого интегративные качества и свойства пока не оптимизированы в должной мере.

В статье М. Л. Князевой, изданной в соавторстве с Д. А. Ляховичем, уделяется внимание проблемам оптимизации функциональных, жанрово-тематических и стилевых подходов авторов публикаций. В другой работе М. Л. Князевой исследуются способы формирования информационного поля по тематике патриотизма в отечественных СМИ. Анализируются условия и факторы слабой актуализации этого важного проблемно-тематического направления.

В статьях М. В. Шкондина, опубликованных самостоятельно и в соавторстве, характеризуются целостность современных СМИ, их важнейшие интегративные качества и свойства.


Периодическая печать в России
Руководитель НИР:
Шкондин М.В.
Номер ЦИТИС: 01201257711

В 2016 г. исследованы методологические аспекты структурной организации периодической печати, и прежде всего региональной, имеющиеся в ней возможности   публичной оптимизации региональных медиапространств.

В статье С. И. Борисова, опубликованной в сборнике «Исследование медиа: тенденции 2016», исследуются способы освоения действительности в массовом информационном процессе. Автор отмечает возрастающую роль эстетического освоения мира и делает сравнительный анализ того, как оно реализуется в различных СМИ.

В статьях, опубликованных в соавторстве, Д. С. Ильченко исследует возрастающую роль научной и научно-популярной проблематики в информационном поле российской печати.

В статьях Л. Г. Свитич, написанных в соавторстве, представлен результат контент-аналитического исследования региональных газет России, который характеризует, как   используются информационные ресурсы в редакционной практике.


Журналистика в XXI в.
(науч. рук. проф. Е.Л. Вартанова)


Актуализация теории журналистики и СМИ
Руководитель НИР:
Вартанова Е.Л.
Номер ЦИТИС: 01201257713

Современная интерпретация и контекстуализация существующих теоретических положений, которые бы учитывали специфику российского пути теоретизации журналистики и СМИ, потребовала изучения актуальной динамики развития академического медиадискурса в условиях полипарадигмальности.

Д. В. Дунасом было выявлено четыре доминирующих процесса: интернационализация, десоветизация, девестернизация и ферментация. Также сотрудником было изучено национальное своеобразие российской школы исследований СМИ и проведено эмпирическое исследование: типологическая классификация (за двадцатилетний период) 2873 библиографических описаний диссертаций, представленных в каталогах Российской государственной библиотеки.

Другим направлением работы в рамках темы «Актуализация теории журналистики и СМИ» стало изучение медиатизации в условиях цифровой среды, проведенное старшим научным сотрудником А. Н. Гуреевой была предпринята попытка дать теоретико-концептуальное обоснование феномену медиатизации, сопоставить данное понятие со смежными терминами, описать академический зарубежный и отечественный контексты появления и использования концепции.

Вектором актуализации теории журналистики и СМИ стали и исследования новых медиа, в частности процессов производства, распространения и эффектов новостей в условиях цифровой среды (исполнители – А. Н. Гуреева, Н. В. Ткачева, С. А. Вартанов, Д. В. Дунас, А. В. Гуменский). Авторы выдвинули гипотезу о модификации структуры новостей в цифровую эпоху, а также об изменениях уровня доверия к новостям, обнародованным в социальных сетях; поставили вопрос о трансформации теоретического понимания новостей в цифровую эпоху как ключевого продукта медиаиндустрии и центрального концепта классической теории журналистики.

Значительное внимание (А. В. Замков, С. А. Вартанов) при изучении новых медиа уделено применению математических методов при описании жизненного цикла новости в социальной сети (ее появление, прохождение через паблики и онлайн-сообщества).

Изучением особенностей потребления новостей в Интернете молодыми и активными жителями Москвы – студентами Московского университета – также озаботились научные сотрудники, работающие по теме «Актуализация теории журналистики и СМИ» (Т. С. Черевко). Автор проанализировали поведение пользователей в сети Интернет, главным образом их интерес к различным новостным ресурсам и ссылкам на публикации СМИ, представленным в социальных сетях. Исследование позволило выявить некоторые закономерности новостного потребления и обозначить наиболее значимые каналы распространения новостного контента..



Современная журналистика: тематика и проблематика
Руководитель НИР:
Шкондин М.В.
Номер ЦИТИС: 01201257716

Информационное поле, информационный потенциал общества - важнейшие интегративные качества, с которыми тесно связана журналистика. Инновационные достижения в сферах науки, экономики, политики и культуры – главные составляющие интеллектуального потенциала общества -    пока слабо отражаются в содержании СМИ, в медиакартине мира, не осваиваются в необходимой мере в сознании массовой аудитории.

В статьях Н. Н. Замотиной представлен результат исследования системы региональной периодики. Работы Г. В. Лазутиной посвящены журналистике как аксиологической системе, вбирающей в свое информационное поле не только знаниевые и поведенческие ресурсы, но и ресурсы ценностные. В работе Н. М. Лазутовой уделяется внимание проблематике этнической прессы России. В печати далеко не в полной мере обеспечивается диалог культур, постоянное информационное взаимодействие внутри различных этнических групп и между этими группами. В статьях Т. Ю. Порецкой, написанных совместно с Е. В. Зелениной, характеризуется семейная тема, а также ряд других, которые освещаются на страницах популярных отечественных изданий.



Журналистика и литература: исторический опыт и закономерности развития
(науч. рук. профессора Б.И. Есин, Я.Н. Засурский, Н.А. Богомолов)


Литература и журналистика в художественной жизни ХХ - нач. XXI вв.
Руководитель НИР:
Богомолов Н.А.
Номер ЦИТИС: 01201257731

Получены новые данные по истории критики в литературном процессе ХХ века (публицистическая деятельность писателей); определена специфика бытования истории русской критики начала XXI века; установлены интертекстуальные связи между ведущими произведениями литературы разных эпох. Результаты отражены в статьях и монографиях.

А. Ю. Сергеева-Клятис., продолжая работу по изучению биографии и творчества Б.Л. Пастернака, издала монографию о рецепции его поэзии в русской журналистике и критике 1920-х годов; исследовала взаимовлияния Б.Л. Пастернака и Андрея Белого; представила эссеистически освоенный облик Б.Л. Пастернака как художника; продолжила изучение интертекстуальных связей поэзии Б.Л. Пастернака и его концепции биографии, представила несколько анализов произведений Пастернака, которые могут быть использованы в практической работе.

О. Л. Кулагина пристально изучала соотношения двух исторических эпох – XVIII (и самого начала XIX в.) и XX веков в различных измерениях: проблемы журналистики и литературной критики, интертекстуальные пересечения, порождение эмблематических смыслов, важное для журналистики XVIII века.

М. Ю. Эдельштейн уделил особое внимание литературно-критической и идеологической полемике в журналистике начала ХХ века.

Л. А. Ключковская представила разработку подтемы «традиции русской журналистики середины XIX века в начала ХХ века».

Р. А. Поддубцев впервые детально проанализировал весь корпус советских журналистских текстов 1920 -1940-х гг., в которых запечатлелись оценки, данные художественным произведениям Андрея Платонова, и осмыслил антиплатоновские информационные кампании 1931 и 1947 гг., а также дискуссию о рассказах писателя, возникшую в конце 1930-х годов.

Руководитель темы Н. А. Богомолов продолжил разработку ранее не введенного в научный оборот материалы – дневника профессора МГУ И.Н. Розанова, внимательно следившего за литературной жизнью и печатью времени, которому он был свидетелем (с начала 1910-х годов до конца 1950-х). Помимо этого, он анализировал проблемы современного литературно-критического и литературоведческого процесса.

Социология СМИ
(науч. рук. проф. В.П. Коломиец)


Медиасоциология
Руководитель НИР:
Коломиец В.П.
Номер ЦИТИС: 01201361026

Изучение особенностей журналистской деятельности в конкретных типах информационных ресурсов – в газетах средних и малых городов указывает на то, что журналистские и редакционные публикации составляют около половины текстов.

Проведенное Т. В. Шумилиной изучение значения медиатекстов в оптимизации процесса массовой коммуникации выводит исследовательскую группу на рассмотрение проблемы оптимизации функционирования СМИ с помощью частотного анализа медиатекстов без разделения информационного массива в зависимости от типа автора, создающего и транслирующего сообщение.

Реализованный А. И. Верховской анализ функционирования СМИ как каналов гражданского участия и осуществленный анализ вторичных данных позволяют говорить о том, что выступления активных граждан происходят в разных областях общественной жизни.

Изучение эффективности профессиональной деятельности российских журналистов О. В. Устимовой программы исследования формирования повестки дня федеральных телевизионных каналов, которую предполагается реализовать в первом полугодии 2017 года.

Интегрированные коммуникации: теория и практика
(науч. рук. проф. В.М. Горохов)


ПР в системе массовых и корпоративных коммуникаций
Руководитель НИР:
Горохов В.М.
Номер ЦИТИС: 01201257727

Учитывая возрастающую роль связей с общественностью в коммуникационных процессах современного общества, основное внимание было уделено проблеме расширения коммуникационных платформ ПР на основе коммуникационных технологий. Эта проблематика коррелируется с проблематикой стратегических коммуникаций в социальной сфере, с широким использованием инструментов ПР в процессе стратегических коммуникаций.

Н. В. Старых разработала систему компетенций рекламиста в условиях глобальной социальной среды, кроме того ею же представлен сравнительный анализ социо-культурных моделей поведения в коммуникациях. Особое значение имеет представленная автором теория коммуникационного менеджмента, которая реализуется в рекламных и смежных областях коммуникации.

К. С. Корнилова выявила совокупность ПР-технологий в современной индустрии спорта на примере Олимпийских Игр в Сочи-2014. Теоретическое исследование М. А. Кузьменковой обладает ярко выраженной прикладной направленностью. Автор выявил коммуникационную составляющую территориального брендинга Москвы и Московской области.


Язык массовой и межличностной коммуникации
(науч.рук. проф. Г. Я. Солганик)

Нормативно-функционально-стилистическое исследование языка СМИ (прагматический и когнитивный аспекты)

В 2016 г. сотрудники научного коллектива, работающего по данной НИР, изучая речевую структуру современных СМИ, работали по следующим направлениям: специфика речевой структуры СМИ на современном этапе, прагматика медиаречи, новые и традиционные речевые жанры в медиадискурсе, роль электронных СМИ в современном медиадискурсе, медиацентричность как культурообразующий фактор постиндустриального времени.

Н. В. Куницыной было поручено изучение конвергентных жанров в современных СМИ, результаты представлены в статье, опубликованной совместно с В. С. Виноградским в журнале «Вопросы теории и практики журналистики».

С. А. Филиппов изучал проблемы визуализации массовой коммуникации, прежде всего в телевидении и документальном кино. Данный аспект является весьма актуальным для современных СМИ, которые характеризуются поликодовостью текстов, сочетанием преимуществ, предоставляемых разными каналами массовой коммуникации.


Медиаиндустрия в эпоху цифровой революции
(науч. рук. проф. Е.Л. Вартанова)


Экономические механизмы функционирования СМИ в условиях рынка
Руководитель НИР:
Вартанова Е.Л.
Номер ЦИТИС: 01201361028

Исследование, проводимое в составе исследовательской группы научными сотрудниками М. Ю. Галкиной и А. Ю. Образцовой, было направлено на изучение структуры и количественных характеристик работы современных корреспондентов и редакторов в печатных и онлайновых (общественно-политических) СМИ, выявлена доля «конвергентной» работы в журналистских рутинах. В частности, внимание было уделено различиям в оценке качества продукта СМИ непосредственно его производителями и менеджерами первого уровня, а также разнообразными демографическими группами сотрудников редакций.

Развивая тему, младший научный сотрудник Ю. А. Швыченкова на основе глубинных интервью с руководителями японских медиакомпаний выявила закономерности, которые позволяют эффективно выстраивать работу в редакциях. Ключевое направление в данном случае – построение гармоничных отношений в коллективе, стимулирующих у сотрудников желание самостоятельно объединяться в группы и контролировать качество своей работы. Японский менеджмент использует определенный порядок найма, продвижения и обучения служащих. Специфика японского управления учитывает психологию людей и их социальный статус.

.


Результаты научно-исследовательской работы

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Монографии 29 17 19 16  10      14
12
Сборники научных работ 22 27 27 26 29 15
13
Учебники и учебные пособия 37 28 34 23 20 27
20
Статьи в журналах из списка ВАК 156 121 123 112 140 150
217
Статьи в журналах из списков SCOPUS, WoS 9 3 4 9 7 12
5
Проведено конференций в подразделении 14 11 12 15 15 12
24
Сделано докладов 162 171 174 208 205 105
200

Подготовка научных кадров

На факультете журналистики ведется комплексная работа по подготовке научных кадров высшей квалификации.

2010 2011 2012 2013 2014 2015  2016
Численность аспирантов 112 118 128 139 132 122 118
в том числе очной формы обучения 75 70 73 75 77 83 88
Защищено диссертаций кандидата наук
в диссертационных советах при МГУ
27 27 7 32 1 12 24