Ru | En
Пресса о нас
Фамилия:  Вартанова
Имя:  Елена
Отчество:  Леонидовна
Должность:  декан факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ, профессор, научный руководитель Центра по исследованию СМИ Финляндии и Скандинавии «НордМедиа»
Ученая степень:  доктор филологических наук
Публикации: 
Избранная библиография:
Вартанова Е. Л. Об актуальности вечных вопросов журналистики // Меди@льманах. — 2015. — № 1 (66). — С. 8–9.
Вартанова Е. Л. К вопросу о медиаисследованиях как актуальной области научного знания // Меди@льманах. — 2015. — № 2 (67). — С. 8–10.
Вартанова Е. Л. Медиаполитика в контексте научных исследований СМИ: российские и зарубежные векторы // Медиаскоп (электронный журнал). — 2015. — № 2.
Вартанова Е. Л. О важности противостояния лженауке // Осторожно, лженаука! — Т. 1. — М.: Факультет журналистики МГУ, 2015. — С. 3–7.
Вартанова Е. Л. О современных медиа и журналистике. Заметки исследователя. — М.: МедиаМир, 2015.
Вартанова Е. Л. О трех векторах будущей журналистики // Меди@льманах. — 2015. — № 68 (3). — С. 8–11.
Вартанова Е. Л. Современные теории СМИ. Учебные материалы по курсу. — М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2015.
Вартанова Е. Л. Телевидение: постсетевая модель // Искусство кино. — 2015. — № 4. — С. 111–122.
Медиасистема России: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой / Е. Вартанова, А. Вырковский, Т. Гринберг и др. — М.: Аспект Пресс Москва, 2015.
Vartanova E., McQuail D., Trappel J. et al. European Media in Crisis. Values, Risks and Policies / Ed. by Josef Trappel, Jeanette Steemers, Barbara Thomass. — New York and London: Routledge Taylor & Francis Group, 2015.
Vartanova E. et al. Media Pluralism and Diversity. Concepts, Risks and Global Trends / Ed. by M. Sukosd, R. Picard & P. Valcke. — London: Palgrave Macmillan, 2015.
Vartanova E., Daya K. T., Nordenstreng K. et al. Mapping BRICS Media (ed. by D. K. Thussu & K. Nordenstreng).— London: Routledge, 2015.
Vartanova E. Constructing ourselves through constructing others // Journal of Multicultural Discourses. — 2014. — Vol. 9, no. 2. — P. 98–103.
Vartanova E., Lukina M. New competences for future journalists: Russian journalism education executives evaluate industrial demand // World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies. — 2014. — P. 209–233. \
Вартанова Е. Телевидение цифровой эпохи: к постсетевой и интерактивной модели // От центрального к цифровому: Телевидение в России / Под ред. В. В. Струкова и В. В. Зверева. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2014. — С. 1–26.
Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. – М.: МедиаМир, 2013.
Vartanova E. Constructing Russian media system in the context of globalization // World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies. — 2013.
Vartanova E., Makeenko M., Vyrkovsky A. // Multimedia Strategies of FM Radio Stations in Moscow // Friedrichsen M., Muhl-Benninghaus (eds.) Handbook of Social Media Management. Value Chain and Business Models in Changing Media Markets. — Berlin: Springer-Verlag, 2013.
Vartanova E. The media and the individual: economic and psychological interrelations // Psychology in Russia: State of the Art. — 2013. — Vol. 6, no. 1.
Вартанова Е. Л. В треугольнике советского, зарубежного и национального: медиаисследования на пространстве СНГ // Российский исследования массмедиа и журналистики в международном контексте. Материалы всероссийской научно-практической конференции 23-24 мая 2013 г. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет; Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2013.
Вартанова Е. Л. Великобритания (Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии // Энциклопедия мировой индустрии СМИ. — М.: Аспект Пресc, 2013.
Вартанова Е. Л. Динамика общего и особенного: современные теоретические подходы к анализу российской медиасистемы // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2012. — М.: МедиаМир, 2013.
Вартанова Е. Л., Смирнова О. В., Фролова Т. И. Женщины в российской политике: СМИ показали, откуда придет гендерное равенство // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 3.
Вартанова Е. Л., Иваницкий В. Л., Смирнов С. С. Россия // Энциклопедия мировой индустрии СМИ. — М.: Аспект Пресс, 2013.
Вартанова Е. Л. СМИ в противодействии торговле людьми // СМИ против торговли людьми. — М.: МедиаМир, 2013.
Вартанова Е. Л. Социальная репрезентация и новые медиа: к вопросу о переосмыслении теории повестки дня // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. Материалы 52-й международной научно-практической конференции 17-19 апреля 2013 г. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет; Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2013.
Вартанова Е., Вирен Г., Фролова Т. Типология информационных агентств // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2013. — № 10.
Вартанова Е. Л. Финляндия (Финляндская Республика) // Энциклопедия мировой индустрии СМИ. — М.: Аспект Пресс, 2013.
Vartanova E. The Russian Media Model in the Context of Post-Soviet Dynamics // D. C. Hallin & P. Mancini (eds.) Comparing Media Systems Beyond the Western World. Cambridge University Press, 2012.
Вартанова Е. Л. Основы журналистики. Курс лекций. — М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2012.
Вартанова Е.Л., Смирнова О.В., Фролова Т.И. Гендерное измерение политики в повестке СМИ // Гендер и СМИ. Ежегодник 2011. – М.: Ф-т журн. МГУ, 2012.
Vartanova E., Smirnova O. Covering Terrorism in Russian Media // Media and Terrorism / Freedman D., Thussu D. (eds.). – London: SAGE Publications Ltd, 2011.
Vartanova E. L. Interpreting Mass Media and Journalism in Contemporary Society // World of Media 2011. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies / E. L. Vartanova (ed.). – М. : Ф-т журн. МГУ, МедиаМир, 2011.
Vartanova E. The Russian Media Model in the Context of Post-Soviet Dynamics // Comparing Media Systems Beyond the Western World / D. C. Hallin & P. Mancini (eds.). – Cambridge University Press, 2011.
Вартанова Е.Л., Ажгихина Н.И. Диалоги о журналистике. – М.: Ф-т журн. МГУ, 2011.
Вартанова Е. Л. Пять лекций по журналистике и СМИ. – М. : Ф-т журн. МГУ, 2011.
Vartanova E. Changing Practices of Journalism // Media in Europe Today. Bristol, UK. Chicago, USA. Intellect, 2010.
Vartanova E. Media Industries: Ownership, Copyright and Regulation // Media in Europe Today. Bristol, UK. Chicago, USA. Intellect, 2010.
Vartanova E., Frolova T. News Agencies in Russia: Challenging Old Traditions and New Media // In O. Boyd-Barrett. News Agencies in the Turbulent Era of the Internet. Genaralitet de Catalunia, 2010.
Vartanova E., Lukina M., Svitich L., Shiryaeva A. Between Tradition and Innovation: Journalism Education in Russia // Josephi B. (ed.) Journalism Education with Limited Media Freedom. Рart 5. Europe. – N. Y. : Peter Lang, 2010.
Vartanova E., Smirnov S. Mapping Contemporary Trends in Russian Media Industry // Russian Mass Media and Changing Values. – London-Routledge, 2010.
Вартанова Е. Л. Концепция модернизации и СМИ // СМИ в меняющейся России : коллективная монография / под ред. проф. Е. Л. Вартановой. – М. : Аспект Пресс, 2010.
Вартанова Е. Л. Медиаобразование как приоритет общественного развития // Медиаобразование в школе: сб. программ преподавания дисциплин / под ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой. – М. : МедиаМир, 2010.
Вартанова Е. Л. Меидиаиндустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: Теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. – М. : Аспект Пресс, 2010.
Вартанова Е. Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп. – 2010. – Вып. 1.
Вартанова Е. Л., Смирнов С. С. СМИ России как индустрия развлечений // СМИ в меняющейся России : коллект. монография / под ред. Е. Л. Вартановой. – М. : Аспект Пресс, 2010.
Вартанова Е. Л., Смирнов С. С. Современные тенденции развития российской индустрии СМИ и журналистики // СМИ в меняющейся России : коллект. монография / под ред. Е. Л. Вартановой. – М. : Аспект Пресс, 2010.
Vartanova E. De-Sovietizing Russian Media // in Thussu D. (ed.) Internationalizing Media Studies. – Routledge, 2009.
Vartanova E. L., Smirnov S. S. Russian Media as Entertainment Industry // in E. Vartanova (ed.). World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies. – Moscow: MediaMir, 2009.
Vartanova E. Russian Media: Market and Technology as driving Forces of Change // in E. Vartanova, H. Nieminen, M.-M. Salminen (ed.). Perspectives to the Media in Russia: «Western» Interests and Russian Developments. Aleksanteri Series 4, 2009. – Helsinki : Aleksanteri Institute, Gummerus Printing, 2009.
Vartanova E., Smirnov S. A Brief Review of the Condition of the Media Market in Russia: the General Situation // in E. Vartanova, H. Nieminen, M.-M. Salminen (ed.). Perspectives to the Media in Russia: «Western» Interests and Russian Developments. Aleksanteri Series 4, 2009. – Helsinki : Aleksanteri Institute, Gummerus Printing, 2009.
Vartanova E., Smirnova O. Digital Divide as a Problem of Information Society // in E. Vartanova (ed.) World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies. – M. : MediaMir, 2009.
Vartanova E.L. Mass Media Theory: Current Issues : сб. науч. Статей. – М.: МедиаМир, 2009.
Makeenko M., Vartanova E., Smirnov S., Blinova M. Corporate Governance in Russian Media Firms: Results of the First Study // in Albarran A, Faustino P., Santos R. The Media as a Driver of the Information Society. Economics, Management, Policies and Technologies. – Lisbon : Media XXI/Formalpress, 2009.
Вартанова Е. Л. О необходимости развития инновационных подходов в исследованиях массовых коммуникаций // Меди@льманах. – 2009. – № 1.
Вартанова Е. Л. От человека социального – к человеку медийному // От книги до Интернета. Десять лет спустя / под ред. Н. Э. Микеладзе, А. В. Раскина. – М. : Ф-т журн. МГУ: МедиаМир, 2009.
Вартанова Е. Л. Профессия в контексте индустрии: о современном понимании СМИ и журналистики // Меди@льманах. – 2009. – № 6.
Вартанова Е. Л. СМИ как отрасль современной экономики // Основы медиабизнеса / под ред. Е. Л. Вартановой. – М. : Аспект Пресс, 2009.
Вартанова Е. Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы: сб. науч. статей. –
М. : МедиаМир, 2009.
Вартанова Е. Л., Смирнов С. С. Российские СМИ после социализма: политика vs потребление // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 2009. – № 3.
Вартанова Е. Л., Смирнов С. С. СМИ России как индустрия развлечений // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник-2008 / отв. ред. и сост. Е. Л. Вартанова. – М. : МедиаМир, 2009. 


Елена Леонидовна Вартанова – профессор, декан, зав. кафедрой теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Проявляет исследовательские интересы к проблемам российской медиасистемы, медиаэкономике, цифровому обществу, постсоветским трансформациям российских СМИ, теории журналистики и СМИ. Является автором восьми академических монографий. Ее статьи напечатаны в более чем в 200 научных российских и зарубежных академических изданиях. Главный редактор академического журнала «Меди@льманах», электронного издания «Медиаскоп» и информационно-аналитического бюллетеня «МедиаТренды». Член международных организаций ICA, IAMCR, ECREA, EMMA, IMMA, Euromedia Research Group и др. Президент Национальной ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ).


Преподаваемые дисциплины: Основы журналистики, Медиаэкономика, Современные теории СМИ, Экономика и менеджмент зарубежных СМИ.
Общий стаж работы: 34.
Стаж педагогической работы: 31.
Образование: МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет журналистики, журналист литературный работник газеты.
Повышения квалификации: 
Доклад «BRICS Media in Flux: the Case of Russian Media Ecosystem» на XI Международной конференции «Средства массовой информации России и Китая в XXI веке: медиасистемы России и Китая в контексте стран БРИКС», Москва, Россия, 2015 г.
Доклад «Медиаполитика в кон тексте научных исследований СМИ: зарубежные и российский векторы» на IV Всероссийской научно-практической конференции НАММИ «Актуальные проблемы медиаисследований – 2015», Москва, Россия, 2015 г.
Пленарный доклад: «Новые медиа как сегмент современных медиасистем: экономические модели и особенности аудитории» на II научно-практической конференции «Новые медиа сегодня: развитие территорий», Ростов-на-Дону, Россия, 2015 г.
Доклад «Media systems in the BRICS countries. Case of Russia»на Бразильском конгрессе коммуникаций, Рио-де-Жпнейро, Бразилия, 2015 г. 
07 февраля 2015 г. Журналистика в 2014 году. СМИ как фактор общественного диалога. Международная научно-практическая конференция. Доклад.


Возврат к списку