Ru | En


Интернет-журналистика


Специализация кафедры новых медиа и теории коммуникации

Специализация Интернет-журналистика была основана в 2000 году в связи с возросшим на рынке спросом на специалистов в области создания, редактирования и продвижения интернет-медиа и создания медийных текстов с учетом специфики новой информационно-коммуникационной среды. По мере развития специализации число преподаваемых дисциплин пополнилось предметами, дающими студентам навыки работы с технологическим инструментарием, необходимым для успешной деятельности в интернет-редакциях (фото, аудио- и видео-подкасты, мультимедиа), а также дисциплины, связанные с этическими и правовыми аспектами работы новых медиа.



Виды профессиональной деятельности

-Издатель/продюсер новых медиа
-Журналист/автор новых медиа
-Менеджер/редактор новых медиа
-Модератор новых медиа
-Исследователь новых медиа
-Арт-директор новых медиа
-Специалист по PR и маркетингу в новых медиа
-Специалист по цифровой и информационной графике и анимации.



Условия приёма

Набор студентов в интернет-группу дневного отделения осуществляется на первом курсе по результатам собеседования. Набор студентов международного отделения в группу 323 (интернет-группа для студентов международного отделения) происходит после 2 курса на конкурсной основе.



Учебный процесс

Помимо традиционных форм занятий (семинары, лекции) проводятся практические занятия по производству мультимедийного контента, а также используются элементы дистанционного обучения. Помимо штатных преподавателей факультета, занятия на кафедре проводят ведущие специалисты-практики, редакторы, издатели крупнейших СМИ Рунета. Также на кафедру приглашаются преподаватели ведущих зарубежных вузов для проведения мастер-классов.



Производственная практика

Студенты специализации «Интернет-журналистика» обязаны проходить практику в редакциях интернет-СМИ, и интернет-редакциях оффлайновых СМИ (информационные агентства, газеты, телеканалы, радиостанции). Студенты учатся писать тексты с учетом специфики интернет-журналистики, продвигать их, в том числе в среде социальных медиа, делать аудио- и видео-подкасты, знакомятся со спецификой издательского бизнеса в Интернете.



Базовые дисциплины (специалитет/бакалавриат):

6.1. Лекции

  • Теории массовых коммуникаций (5 курс) — Засурский И.И.
  • Основы журналистики: лекции об универсальных методах работы журналиста (1 курс) — Лукина М.М.

6.2. Семинары

  • Журналистика и конвергенция средств массовой информации (2 курс) — Круглова Л.А.
  • Организация, хранение и поиск информации в Интернете (3 курс) — Делицын Л.Л.
  • Правовые основы регулирования Интернет-средств массовой информации (3 курс) — Монахов В.Н.
  • Технологии мультимедиа (3-4 курс) — Шаляпин А.А., Модель Д.А.
  • Создание и продвижение Интернет-СМИ (4 курс) — Лосева Н.Г.
  • Основы рекламы и PR-технологий в Интернете (4 курс) — Молчанова Е.Г.
  • Социология интернет-СМИ (4 курс) — Фомичёва И.Д.
  • Творческие студии (3, 4 курс) - Круглова Л.А., Алексеева А.О., Потапова М.Д.
  • Разбор практики (3, 4, 5 курс) — Круглова Л.А., Алексеева А.О., Потапова М.Д.
  • Журналистское мастерство (профстудия) (5 курс) — Круглова Л.А.

6.3. Спецкурсы в 2009-2010 г.

  • «Интерактивные медиа/мобильные коммуникации» (Засурский И.И., Алексеева А.О.)

  • «Методика анализа интернет-СМИ» (М.М. Лукина)


6.4. Спецсеминары в 2009-2010 г.

  • Cоздание веб-сайтов» (А.А. Шаляпин)

  • «Газета и её сайт» (М.М. Лукина)

  • «Тематическая инфографика для специализированных СМИ» (С.Э. Некляев)

  • «Управление интернет-проектом: медиасоставляющая» (И.В. Стечкин)

  • «Дизайн Интернет-СМИ» (А.А. Беляев)

  • «Цифровое видео: съёмка, монтаж, публикация в сети» (Д.А. Модель)

  • «Драматургия короткометражного фильма» (М.Д. Потапова)

  • «Анимация и комиксы» (С.Э. Некляев)

  • «Гипертекст» (Е.М.Потапова)

  • «Визуальные коммуникации» (С.Э. Некляев)

  • «Тематическая инфографика для специализированных СМИ» (С.Э. Некляев)

  • «Информационно-психологическое воздействие в СМИ» (С.Э.Некляев)

  • «Визуальные коммуникации» (С.Э.Некляев)



Учебный план



1 курс, 2 семестр

Наименование дисциплины

Преподаватель

Количество часов

Группы

Отчётность

«Основы журналистики»

Лукина М.М.

16

Интернет, инфографика, м/о (115, 116, 117)

Зач. (каф.)


2 курс, 4 семестр

Наименование дисциплины

Преподаватель

Количество часов

Группы

Отчётность

Журналистика и конвергенция средств массовой информации

Круглова Л.А.

32

Интернет, м/о (215, 216, 217)

Зачёт

Творческая студия

Круглова Л.А.

16

Интернет

Зач. (каф.)


3 курс, 5 семестр

Наименование дисциплины

Преподаватель

Количество часов

Группы

Отчётность

Организация, хранение и поиск информации в Интернете

Делицын Л.Л.

36

306и, 317а

экзамен

Технологии мультимедиа

Шаляпин А.А.

36

306и, 317а

зачёт

Разбор практики

Круглова Л.А.

18

306и, 317а

экзамен

Творческие студии

Круглова Л.А.

18

306и, 317а

б/фо


3 курс. 6 семестр

Наименование дисциплины

Преподаватель

Количество часов

Группы

Отчётность

Правовые основы регулирования Интернет-СМИ

Монахов В.Н.

32

М/о – 317а;

Интернет

Зачёт

Специальный курс – «Технология Web 2,0 в Интернете» Будет идти интенсивом в апреле

Носик А.Б

16


Зачёт

Технологии мультимедиа

Шаляпин А.А. (совместно с Моделем Д.А.)

32 часа – Интернет; 16 часов – м/о (317а)

М/о – 317а; Интернет

Зачёт

Творческая студия «Драматургия короткометражного фильма»

Потапова М.Д.

16

м/о – 317а; Интернет

Зачёт


4 курс, 7 семестр

Наименование дисциплины

Преподаватель

Количество часов

Группы

Отчётность

Создание и продвижение интернет-средств массовой информации

Лосева Н.Г.

36

406и, 417а

экзамен

Социология интернет-средств массовой информации

Фомичёва И.Д.

36

406и, 417а

зачёт

Технологии мультимедиа

Модель Д.А.

36

406и, 417а

зачёт

Разбор практики

Алексева А.О.

18

406и, 417а

экзамен


4 курс, 8 семестр

Наименование дисциплины

Преподаватель

Количество часов

Группы

Отчётность

Информационный менеджмент

Засурский И.И.

32

М/о – Интернет; Интернет (408и, 417а)

Зачёт

Основы рекламы и технологий паблик рилейшнз в Интернете

Молчанова Е.Г.

32



М/о – Интернет; Интернет (408и, 417а)

Экзамен

«Технология WEB 2,0 в Интернете» (специальный курс) Будет идти интенсивом в апреле

Носик А.Б.

16

м/о – Интернет (417а); Интернет

Зачёт

Творческая студия «Драматургия короткометражного фильма»

Потапова М.Д.

16

м/о – Интернет (417а); Интернет

Зачёт



5 курс, 9 семестр

Наименование дисциплины

Преподаватель

Количество часов

Группы

Отчётность

Теории массовых коммуникаций

Засурский И.И.

28

Весь 5 курс

зачёт

Журналистское мастерство (профстудия)

Круглова Л.А.

14

517а

зачёт

Разбор практики

Круглова Л.А.

14

517а

экзамен



Библиотека специализации:

  • Интернет-СМИ. Теория и практика // Под ред. Лукиной М.М. (все курсы).
  • Засурский И. Масс-медиа второй республики, (5 курс)
  • Землянова Л. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов (3-5 курсы)
  • Тоффлер О. Третья волна (5 курс)
  • Маклюэн М. Понимание медиа (5 курс)
  • Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура, (5 курс)
  • Кастельс М. Галактика Интернет (3, 4 курс)Уэбстер Ф. Теории информационного общества (4,5 курс)
  • Эко У. От Интернета к Гутенбергу (3,4 курс)
  • Контекстная реклама в Интернете. Настольная книга рекламиста / Под общей редакцией А.Басова (4 курс)
  • «Mass Communication Theory», McQuial, Denis. London, 2000


Методические пособия специализации:

  • «Методический план по курсу теория и практика коммуникации» (5 курс, дневное отделение), лектор И.И. Засурский (есть в печатном виде)
  • «Технологии мультимедиа в журналистике» (3, 4 курс, дневное отделение), Шаляпин А.А., Модель Д.А. (в процессе доработки)



Список тем для дипломных работ

  • "Освещение крупных спортивных мероприятий на новостных порталах на примере Олимпиады в Ванкувере"
  • “Особенности рекламных кампаний в Интернете»
  • “Групповая и межличностная коммуникация в социальных сетях”
  • “Инструментарий для самостоятельного создания, поддержки и раскрутки Интернет-медиа”
  • "Структура британских Интернет-СМИ на примере английского ежедневного он-лайн издания "The First Post"
  • "Развитие интернет-телевидения в России на примере телеканала Russia.ru"
  • “Использование технологии флеш в интернет-журналистике”
  • “Фотобанки и фотостоки в современном Интернет-пространстве”
  • «Политические видеоблоги. Сравнительный анализ видеоблогов зарубежных и отечественных глав государств"
  • “Журналистское расследование в пространстве новых медиа”
  • “Религия в Интернете”
  • "Рубрикация и сюжетирование в Интернет-СМИ""Создание и продвижение сайта "Большой город"
  • "Структура сайта ИД КоммерсантЪ и ее развитие с момента создания»
  • "Опыт медийной конвергенции (на примере Интернет-портала и печатного журнала "F 5")"
  • "Сноб" как конвергентный проект"
  • "Медиаактивизм в Интернете"
  • "Спортивная журналистика в онлайновых СМИ: перспективы развития"
  • “Телевидение и интернет: рождение нового медиа-формата”
  • “Сайт OpenSpace.ru как успешная конвергентная форма подачи информации о культуре”
  • «Таблоидизация современных российских Интернет-медиа»
  • «Веб-версии газет: канал, аудитория, коммуникатор, контент»
  • «Функционал информационного сайта: традиции и инновации»
  • «Социальные сети: истоки, развитие, проблемы и перспективы»
  • «Видео и мобильные медиа»
  • «Интерактивное телевидение»
  • «Игровые технологии в коммуникации и медиа»
  • «Конвергенция в СМИ на примере медиахолдинга «Объединенные медиа»
  • «Клиповое сознание в современных электронных СМИ»
  • «Фанатское движение в Интернет-пространстве»
  • «Инфографика в современных медиа: путь развития и перспективы»
  • «Роль современных медиа в предвыборной кампании 2008 года в США»
  • «Особенности продвижения и оптимизации российских Интернет-ресурсов»
  • «Функции блогов, их продвижение и монетизация»
  • «Развитие и механизмы явления гражданской журналистики (UGC) в российских новых медиа в условиях финансового кризиса»
  • «Трансформация работы информационного агенства «РИА-новости» в условиях конвергенции,
  • «Специфика ведения информационных войн средствами Web – 2,0» ,
  • «Социальные ети как принципиально иной подход к подаче восприития информации»
  • «PR в социальных сетях»
  • «Новые каналы распространения средств массовой коммуникации»
  • «Переходный период: конвергенция ТВ и Интернета»
  • «Теоретические основы организации Интернет-вещания»



Контактная информация

(тел/факс) 629-43-67, ауд. 333



Известные выпускники специализации

Светлана Иванникова, руководитель LiveJournal Russia.