Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Наши научные издания

Новое десятилетие масс-медиа

Новое десятилетие масс-медиа

Новое десятилетие начинается для масс-медиа отнюдь непросто, даже противоречиво. Во всех аспектах их деятельности – проявления проблем, которые, однако, могут обернуться приобретениями.
В экономике СМИ последствия финансового кризиса продолжают давать о себе знать во всех странах: объем рекламного рынка и на глобальном, и на национальных уровнях сократился. Например, в России в 2009 г. годовое падение составило 27% (с 348,7 до 255,7 млрд руб.), и начавшийся в 2010 г. рост, достигший 18% (объем рынка поднялся до 315 млрд руб.), не вернул ни рекламную, ни медиаиндустрию к докризисным показателям. В результате, финансовое положение многих медиакомпаний все еще оставляет желать лучшего, но все же реальных потерь на большинстве медиарынков не наблюдается.
В медиасистемах становятся отчетливо заметными признаки системных изменений: тиражи печатной прессы сокращаются, уступая аудиторию новым медиа. Некоторые газеты, не сумевшие сохранить печатные версии, «переехали» в Интернет, продлив себе жизнь в виртуальном измерении. Вот несколько примеров из различных национальных контекстов: в США – это «Сиэттл Пост-Интеллидженсер», «Детройт Ньюс», в Финляндии – «Талоус саномат», в России – «Газета». При этом интернет-издания еще не создали работающих бизнес-моделей, они пока лишь повторяют уже сложившиеся – как содержательные, так и профессиональные – для газет и журналов, но при этом адаптированные к режиму онлайн.
ТВ на этом фоне сохраняет свои позиции не только как сердцевина медиасистем практически во всех странах, но одновременно и как ядро индустрии развлечений, и как крупнейший рекламоноситель. Причем, именно в кризис оно укрепило свое положение в качестве последнего. Согласно данным IDATE Consulting & Research, на фоне падения суммарных рекламных вложений в СМИ на глобальном уровне на 9,4% в 2009 г., ТВ сохранило центральное место в качестве основного рекламоносителя, аккумулируя 42,2% глобального объема рекламы. Однако и сами телеколоссы – национальные вещатели – практически во всех странах страдают и от продолжающейся фрагментации аудитории, и от натиска цифровой многоканальной среды, и от конкуренции с интерактивными медиа.
С появлением новых технологических платформ, из которых самой будоражащей стал iPad – носитель газет и журналов, музыки и видео, интерактивной коммуникации и книг, границы медиа одновременно и раздвинулись, и сжались. Можно ли сегодня признать газетой или журналом текст на экране переносного гаджета, умещающегося в аккуратной дамской сумочке? Подобен ли ТВ мобильный телефон, на скромном экране которого мы без труда смотрим выпуск любой телепрограммы, скаченной из интернета? И равен ли журналисту активный блогер-нежурналист, критикующий правительство и вызывающий своих знакомых на протестные демонстрации на площади Тахрир?
Ответов нет даже на очевидные вопросы, а сколько вопросов неочевидных еще даже не сформулировано. Словом, нам, исследователям журналистики и СМИ, есть над чем думать и в этом году.