Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Наши научные издания

Популяризация науки - основная преграда лженаучным концепциям

Популяризация науки - основная преграда лженаучным концепциям

Для многих исследователей очевидно, что именно научная журналистика формирует научную картину мира у молодого поколения и воспроизводит ее для зрелой аудитории. Научная журналистика стала частью более сложной системы научных коммуникаций, которые позволяют ученым информировать общество о своей деятельности.
Но зачастую найти академических ученых, которые охотно идут на контакт с журналистами, непросто. Не всегда и сами научные учреждения, инновационные структуры могут эффективно коммуницировать с обществом, с массовой аудиторией. И потому научному журналисту приходится становиться посредником между наукой, технологиями и широкой аудиторий, настоящим коммуникатором-популяризатором.
  Популяризация науки, формирование положительного образа ученого и повышение общественного интереса к академическим исследованиям и образованию становятся актуальными стратегиями, которые могут и должны стать основными преградами лженаучным концепциям.
  В современном российском обществе и публичном дискурсе заметную роль в противодействии лженауке играет Комиссия Российской академии наук по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Но в последнее время становится понятно: только усилий Комиссии для противостояния лженауке недостаточно. Очевидно, что сейчас назрела острая необходимость в создании новых стратегий по борьбе с лженаукой – и со стороны широкой общественности, и со стороны профессионального журналистского сообщества.
  Именно поэтому следует вспомнить идею академика В. Гинзбурга о важности «информационного потока», то есть публичных коммуникаций в научной сфере, – о важности того, как журналисты освещают науку, как они ведут себя при взаимодействии с учеными. Массовая аудитория современных СМИ зачастую не обладает достаточным уровнем научных знаний, и потому на журналистах лежит огромная ответственность за корректное, достоверное, объективное информирование общества о состоянии науки, точно так же, как и ответственность за поступательное общественное развитие, которое невозможно в условиях полной научной безграмотности аудитории.