Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Наши научные издания

Креативные индустрии

Креативные индустрии

В России журналистика всегда признавалась творческой профессией. Десятилетия и даже столетия ее невозможно было свести к набору профессиональных рутин и зафиксированных приемов, которые должны были быть освоены всем и каждым в любой редакции СМИ. Советская журналистика, несмотря на свой идеологически детерминированный характер, оставалась творческой профессией, побуждавшей журналистов искать нестандартные приемы подачи и изложения материалов.
 В 1990-х формирование новых подходов, философии и профессиональных ценностей потребовало и изменения редакционных стереотипов. Но – к удивлению старшего поколения постсоветских журналистов – давление пришедших в нашу действительность иностранных ценностей означало отказ от российского понимания журналистского творчества. Civilisation clash в профессии привел к становлению индустриальных журналистских норм, направленных на оптимизацию бизнес-процессов в медиакомпаниях, на максимизацию или аудитории, или рекламных средств, привлеченных под целевые аудитории. Технологии журналистского творчества (по-моему, это словосочетание само по себе
профессиональный оксюморон, ведь у творческой деятельности не может быть шаблонов, а если они появляются, можно ли говорить о творчестве?) оказались на службе производства контента (еще один противоречивый термин в контексте понимания журналистики как творчества). Так произошла индустриализация журналистской деятельности.
 Тенденция возвращения креативности в профессию пришла с Интернетом, блогосферой и блогерами, социальными сетями, любительскими фото и видео (особенно). Однако это была массовая креативность рекреатирующих непрофессионалов, в которой не было профессиональных стандартов и квалификаций. Постиндустриализация (но, представляется, деиндустриализация) журналистских/репортерских практик
привела к возрождению нерегламентированного story-telling – известного приема в зарубежной журналистике, с тем лишь отличием, что непрофессионалы действовали по принципу индустриальной эпохи – «что вижу, о том пою», с легким уклоном в темы «о себе, любимом/любимой/любимых».
 Утонув в любительской персональной журналистике, российские медиа в начале 2000-х испытали острую потребность в реиндустриализации – возвращении к качественной профессиональной журналистике, созданной согласно канонам творчества, но в условиях технологизированного и шаблонизированного труда. Требуются уже новые навыкии компетенции – конвергентного журналиста, работы с большими статистическими массивами информации (big data), и – парадокс – умения делать самостоятельные выводы.
 Допускаю, что предлагаемая трактовка термина «реиндустриализация» скорее метафорична, чем строго научна. Однако она в значительной степени учитывает представления теоретиков разных школ о возрастании роли творческих профессий в современной экономике, о становлении нового – креативного –   класса в структуре общества, о растущем влиянии творческих профессий и особенно тех, которые создают содержание для проникающих в нашу жизнь медиа.