Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Наши научные издания

Коммуникация – информация: о подходах технооптимистов, технопессимистов и технопрагматиков

Коммуникация – информация: о подходах технооптимистов, технопессимистов и технопрагматиков

Два слова (коммуникация и информация), вынесенные в заголовок, и философски, и практически оказались тесно связаны между собой, ибо в эпоху цифровых технологий, превращающих в «цифру» и содержание, и процесс его передачи и хранения,  они оказались не только неразрывными, но и основополагающими для наиболее важных процессов в обществе. Следует также учесть, что сегодня важно понимать термин информация не как философский, а как медийный, то есть как содержание, имеющее одновременно и социальную, и коммерческую ценность (1).
И потому, трактуя понятие информация, следует использовать не абстрактный (информация – все, что есть вокруг нас, а также способ познания действительности), а заточенный на СМИ подход, уводящий нас к М. Маклюэну и его классической фразе: The medium is the message.  Ее, пожалуй, не стоит даже переводить, поскольку однозначного перевода не существует, а варианты представляются  скорее индивидуализированными трактовками. Единственное, что надо учесть, – информация здесь точно выступает содержанием медиа, что, впрочем, лишний раз разводит по разные стороны философский и медийный смыслы, поскольку не все передаваемое медиа, то есть посредниками (или каналами СМИ), однозначно является информацией о самих событиях, зачастую это репрезентации взглядов различных социальных акторов.
В зависимости от точки зрения или даже научной школы трактовать взаимосвязь между понятиями коммуникации и информации можно по-разному. Словом, заголовок может иметь несколько интерпретаций, а поставленный между словами знак можно считать и тире, и минусом, и связующей стрелкой.
Коммуникация и есть информация. Это фактически подход технооптимистов, который  предполагает, что сегодня медиатизированная коммуникация стала неотъемлемой частью социального и индивидуального бытия. Современная, в особенности цифровая, коммуникация осмыслена и обогащена содержанием, используется аудиторией для реализации своих гражданских целей. Находясь в процессе коммуникации, люди реализуют себя – и профессионально, и социально, и индивидуально. Участие в политическом процессе, что является важной ипостасью современного гражданина, невозможно без коммуникации и СМИ, которые не только предоставляют информацию, но и помогают гражданам осуществлять взаимодействие с властью, контролировать ее. Важнейшие ценности современного общества – свобода идей,  мысли, передвижения, слова – не могут быть реализованы без процесса коммуникации, поэтому, по представлениям школы технооптимистов, возросшие благодаря коммуникационным технологиям возможности означают больше информации, больше знаний, больше социальной активности и в результате больше социальной гармонии (2).
Коммуникация минус информация. Так возможно обозначить подход технопессимистов, которые в основном относятся к школе критических политэкономистов (3). Для них обилие информации, существующей в цифровом информационном обществе, скорее недостаток, поскольку большинство пользователей не способны четко поставить задачу по поиску необходимых для них новостей, а только идут на поводу у гейткиперов (англ. gatekeepers – привратники). В число последних, кроме традиционных медиакомпаний и журналистов, входят сегодня и социальные сети, и френды, то есть лидеры мнений в интернет-сообществах, и поисковые системы, и новые лидеры медиабизнеса – телекоммуникационные гиганты, приобретающие в собственность производителей контента. Помимо медиаисследователей, отсутствие у аудитории навыков выбора, фильтрования и понимания цифровой информации вызывает озабоченность и у международных организаций – например, ЮНЕСКО. Именно этот подход породил концепции медиаобразования, информационной и медиаграмотности, которые утверждают, что не вся цифровая информация доступна современному пользователю по причине отсутствия у него необходимых компетенций.  
Коммуникация и информация (контент) и есть современная медиакоминдустрия. Такое весьма прагматическое отношение происходит из лагеря технореалистов, которые, принимая аргументы телекоммуникационной и медиаиндустрий,  заверяют в неизбежности возникновения общества, основанного на цифровой информации, общества цифрового потребления, и, как следствие, центрального в современной экономике индустриального кластера «ИТ-телеком-медиа» (4).  Для этого подхода очевидно, что основные ресурсы современного человека – время и деньги – направляются на потребление продуктов и услуг этого кластера, а потому современное производство следует сосредоточить вокруг ИТ, телекоммуникационных сетей, устройств приема цифровой информации и цифрового контента. Нужно, с одной стороны, модифицировать под новые условия традиционную бизнес-модель медиаиндустрии, а с другой – искать более эффективные способы ведения медиабизнеса. Словом, следует принимать цифровую реальность в СМИ такой, какая она есть, не занимаясь ни восхвалением новых возможностей для демократии и гражданского общества, ни жесткой критикой возникающих проблем.
Конечно, перечисленные подходы не исчерпывают всех мнений ученых, политиков и бизнес-экспертов об  усложняющихся взаимоотношениях важнейших для современного общества понятий коммуникации и информации. Однако даже схематичного описания достаточно, чтобы актуализировать эту проблему и для российских медиаисследований.

1. Маккуэйл Д. Журналистика и общество. М., 2014; Picard R. Media Economics. London, 1989.
2. Castells M. Networks of Outrage and Hope. Social Movements in the Internet Age. Cambridge, 2012.
3. См., например: Fenton N. New media, old news: Journalism and democracy in the digital age. London, 2010.
4. De Prato G., Sanz E. & Simon J.P. (eds.) Digital media worlds. The new economy of media. Hampshire, New York, 2014.