Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Наши научные издания

Так что же особенного в профессии журналиста?

Так что же особенного в профессии журналиста?

Споры о необходимости профессионального образования для журналиста не утихают даже в профессии, что же говорить о широкой аудитории. Многим непрофессионалам кажется, что любой мало-мальски грамотный человек, который раскрепощенно держится перед телекамерой или связно говорит в микрофон в радиостудии, может быть журналистом. Вроде бы сложнее писать для газеты или журнала, но и в этом случае не составляет особого труда «нарезать» текст из многочисленных источников, а потом поручить компьютеру проверить ошибки и исправить текст. А о способности фотографировать или снимать видео с помощью современных цифровых устройств, чтобы разместить его в глобальной сети, и говорить не приходится.
Работа журналиста, действительно, кажется на первый взгляд простой, причем чем дальше мы движемся в цифровое общество, тем обыкновеннее и непрофессиональнее выглядит профессия журналиста: если практически любой школьник, и даже дошкольник, потренировавшись на цифровых игрушках, может создать свою цифровую историю, зачем держать целые факультеты, специализирующиеся на журналистском образовании?
Однозначный ответ на подобный вопрос невозможен, и аргументы в пользу профессионального образования сложны и многоуровневы. Попробуем их систематизировать – по возрастанию сложности. Так что же особенного в профессии журналиста?
Если журналистика – это тексты, то легко предположить, что журналистом стать легко. Ведь сегодня тексты пишут многие, многие грамотны и эрудированны (к тому же современные технологии помогают тексты не только создавать, но и распространять, причем даже без значительных финансовых затрат). Однако у журналистики как профессии есть своя специфика, отличающая ее от простого «текстотворчества», доступного каждому. Перечисляя действительные отличия, можно определить, что журналистика – это деятельность:
• по формированию актуальной повестки дня, которая дает аудитории представление о том, что происходит «здесь и сейчас», структурируя новостные приоритеты социально значимых событий и предлагая необходимый для функционирования общества и его отдельных граждан комментарий этих событий (1) ;
• по встраиванию в исторический и актуальный социальный контекст конкретных сегодняшних событий с возможным прогнозированием их последствий и эффектов для создания не только линейного, но и интегрального понимания аудиторией и – соответственно – обществом в целом своего информационного измерения;
• по установлению корректных фильтров по сути безграничных сегодня информационных потоков, ведь современное право человека на информацию, гарантируемое законом и реализуемое медиакомпаниями и журналистами, предполагает не только право на доступ к важной для него информации, но и право не получать «информационный мусор», тем более, что непрофессиональных центров его производства в цифровой медиасреде становится все больше;
• по производству материалов, отличающихся гарантированным уровнем качества: в условиях, когда содержание СМИ становится рыночным продуктом, своего рода «товаром», для него устанавливаются стандарты качества. Они в той или иной форме задаются профессиональными стандартами, этическими правилами и принципами, корпоративными хартиями и другими документами, на добровольной основе создаваемыми журналистским сообществом. Именно в журналистике саморегулирование становится и важной формой ответа профессии на запрос общества (потребителей и граждан), и своего рода инструментом профессиональной стандартизации «конечного продукта» – журналистского содержания (2) ;
• по объединению общества – через непредвзятое информирование его граждан, через глубинный анализ его актуальных практик, да¬же через критику его элит и институтов (3). Причем важно помнить, что социальные функции журналистики – при всей их глобальной универсальности – всегда акцентируются национальным и историческим контекстом (практика последних десятилетий, когда проходила масштабная трансформация постсоциалистических государств Центральной и Восточной Европы, показывает, каким нелегким оказалось «пробуждение» после быстрой и масштабной адаптации западных практик как в политике, бизнесе, так и практике СМИ)(4) .
Даже общий и схематичный перечень отличий журналистского и нежурналистского «текстотворчества», основанный на принятии журналистами определенных профессиональных задач, норм и стандартов, свидетельствует, что профессия сегодня характеризуется особыми чертами, а также требует специальных знаний, навыков, умений и, следовательно, профессионального образования. Это образование должно формировать способности осуществлять перечисленные выше виды деятельности. Кроме этого, оно должно формировать особый инструментарий журналистской деятельности, который невозможен без хорошего знания русского языка и родной словесности.
Очевидно, что знанием и умением создавать журналистский текст профессия не ограничивается. Журналист должен обладать и теми компетенциями, которые помогают ему получать информацию, ее анализировать и даже уметь влиять на ее распространение. Необходимы также навыки моделирования, прогнозирования и многие другие. Но все они кажутся менее значимыми или даже вторичными по сравнению с умением создавать журналистский текст – тот самый, который лежит в основе профессии.

 1. Shoemaker P.J., Reese S.D. Mediating the Message in the 21st Century: A Media Sociology Perspective. New York, 2013.
 2. МедиаТренды. 2014. № 4.
 3. МакКуэйл Д. Журналистика и общество. М., 2013.
 4. Jakubowicz K. Rude Awakening: Social and Media Change in Central and Eastern Europe. Cresskill, 2006.