Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Наши научные издания

Концепция информационной безопасности детей и подростков

Концепция информационной безопасности детей и подростков

Заметным событием в конце 2013 года стала публикация «Концепции информационной безопасности детей и подростков», разработанная российскими учеными, представляющими различные научные школы и дисциплины, по заказу Роскомнадзора. Факультет журналистики МГУ стал одним из автором данного документа, подготовив два раздела - о саморегулировании и медиаобразовании.
 Задача Концепции состоит в усовершенствовании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», ведь принятый закон вызвал справедливую критику. Прописанные в нем понятия можно трактовать по-разному, что и стало предметом злоупотребления. Так, в некоторых российских регионах закон использовался как инструмент недобросовестной конкуренции, когда издатели или производители пытались блокировать чужую продукцию.
 По замыслу создателей, Концепция может выступить одновременно инструментом оценки содержания и поддержки детского контента. Этот документ в первую очередь призван анализировать массмедийные продукты, обращая внимание на СМИ, к которым у ребенка есть доступ. Документ настоятельно рекомендует учитывать контекст, в котором присутствует медиапродукт, рассматривать его в социально-культурном окружении, вписывая его в целостную цепочку процессов производства, распространения и потребления.
Очевидно, что сегодня невозможно полноценно воспитывать детей только на «стерильных» сюжетах и положительных героях. Чтобы сформировать добро, надо показывать и противоречивые ситуации, борьбу добра со злом.
Одна из задач Концепции – это защита традиционных принципов воспитания искусством, где обязательна свобода выбора путем драматического сопереживания, а значит, обязательны такие неоднозначные образы, как Волк, который курит в мультфильмах «Ну, погоди!», или Колобок из русской народной сказки, сбежавший от бабушки и дедушки, или беспризорник Гекльберри Финн.
 Документ подчеркивает: главная ответственность за воспитание детей лежит прежде всего на родителях, а не на журналистах или медиакомпаниях. Сопровождение родителей, их соучастие, совместная интерпретация, родительская медиация при медиапотреблении детей крайне желательны. Еще одной важной стороной документа является его опора на огромный зарубежный опыт защиты детей в странах с развитыми демократическими рыночными системами, на работу института саморегулирования СМИ и интернета в странах Евросоюза, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, США и Канаде. Словом, Концепция задает новые перспективы развития информационного образования детей и подростков в России, в том числе по повышению информационной грамотности, воспитанию информационной культуры, расширению медиаобразования.
Пишите нам)