Сложная комбинация общего/универсального/глобального и частного/единичного/национального доказывает присутствие в национальной медиасистеме и журналистике и общих законов, и национальной специфики. Более того, пример России подтверждает, что без учета культуры, традиций, национальной идентичности невозможно понять медиапространство страны — сколь глобализированным или подверженным универсальным законам медиасреды оно бы ни казалось.
Важно понимать, как изменимся мы сами, как изменится вместе с нами российское общество, и каким в результате станет его запрос на медиа и журналистику. Сегодня все более очевидно, что СМИ формируются разнонаправленно — и институционально, и пространственно, и социально, и коммуникационно, и информационно. И аудитория, то есть мы — россияне, становится все более значимым фактором влияния, что связано и со становлением рыночных практик, и с прогрессом инфокоммуникационных технологий, и с ростом влияния СМИ в жизни общества.