Выборы стали «трендом» сезона. И не только сами выборы, но и то, что о них говорят как в традиционных СМИ, так и в социальных медиа, а также на других коммуникационных площадках – в офисах и дружеских компаниях, на улицах и митингах.
В начале декабря 2011 года нам казалось, что только в России постэлекторальные дискуссии о взаимоотношениях власти и общества накалили градус общественной полемики до максимума. Однако мы оказались неправы: во многих странах мира выборы первых лиц государства артикулируют вопросы не только легитимности власти, но и проблемы ее открытости и терпимости к оппозиционному мнению, ее влияния на демократические процедуры в ходе выборов и на свободу слова. США, Франция, Финляндия, Египет – эти страны или пережили выборы главы государства, или находятся в процессе избирательной кампании. И даже если у России нет прямых параллелей с ними, по сути проблемы, стоящие перед властью, СМИ и обществом, очень похожи.
Есть, правда, несколько реальностей, с которыми сталкиваются сегодня все государства без исключения. Во-первых, это новые медиа, которые формируют альтернативную повестку дня и при этом создают условия для невиданной прежде прозрачности публичной политики. Это может иметь, конечно, и плюсы и минусы. Так, большая транспарентность власти улучшает ее подотчетность, но при этом ведет к увеличению анонимности и безответственности за недостоверную информацию.
Во-вторых, медиатизация политики становится все более очевидной. Если раньше шла речь о том, что СМИ в целом мобилизуют избирателей, то сегодня наметились показательные разломы между «медиапартиями», такими как партия ТВ и партия Интернета. В русле медиатрендов и формирование нового явления селебритизации политики – превращение политиков не только в медийные фигуры, что естественно, но и в своего рода звезд популярных медиа. Обратным проявлением этой тенденции становится приход самих «звезд» шоу-бизнеса и спорта в политику. И вместе с этим – проникновение уже популярной в масс-медиа маркетинговой стратегии, при которой медиапродукт продвигается усилиями звезд.
Тем самым освещение выборов становится для СМИ особым типом медийного продукта, активно использующимся в маркетинговых стратегиях. Причем зачастую он продвигает не только политиков, но и сами СМИ, работающих в них журналистов. Остается неясным только один вопрос – какое отношение это имеет к идеалам демократии?