Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Наши научные издания

Ценности общества и ценности журналистики

Ценности общества и ценности журналистики

Готовя традиционную конференцию «Журналистика – 2011», для обсуждения мы избрали именно ценности общества и ценности журналистики – не только в их единстве, но и в их разнице, взаимодействии, неоднородности и  корреляции.


Есть ли у журналистики и общества общие ценности? Любой здравомыслящий человек ответит: «Что за ерунда? У них не может быть разных ценностей, ведь журналистика – это неотъемлемая часть любого общества, она на него работает, и потому они не могут быть различны». И все-таки, готовя нашу традиционную, уже тридцать вторую конференцию «Журналистика – 2011» (она проходила на факультете журналистики МГУ 6-8 февраля 2012 г.), для обсуждения мы избрали именно ценности общества и ценности журналистики – не только в их единстве, но и в их разнице, взаимодействии, неоднородности и корреляции.

Понять, почему сегодня трудно поставить знак равенства между ценностями социума и одной из его важнейших публичных профессий, непросто. Но стремиться к такому пониманию, видимо, необходимо. У современного российского общества много проблем, и отсутствие единства – одна из самых серьезных. А ведь если его нет, исчезают не только общие формулировки, но и общий смысл устоявшихся терминов, таких, например, как само понятие ценность.

Так, в философии оно обозначает нечто иное, чем в психологии или экономике. Но главное: с точки зрения каждой области науки подход будет справедливым, но отличающимся от остальных, и договориться ученым будет нелегко. И потому разговор о ценностях общества, во всяком случае, сейчас, должен иметь более прагматический, более конкретный характер.

Следовательно, анализ ценностей журналистики как ключевой профессии, формирующей политическое и поддерживающей культурное сознание россиян, более чем актуален. Но и здесь мы сталкиваемся с массой противоречий.

Так, журналистика прессы – это совершенно иное явление, чем журналистика ТВ или радио, или Интернета. Ценности политически ангажированной журналистики совсем не совпадают с ценностями журналистики информационной или развлекательной, или «гламурной», а иногда представляют противоречащие друг другу ценностные ряды. И этот перечень парадоксов можно продолжать…

Получается, что у современной российской журналистики, точнее, ее разных флангов и течений, совсем нет общего ценностного поля? Верится все-таки, что есть. И важнейшая черта его – ответственность за свое дело, за информацию и возможные ее эффекты в аудитории. И потому наша конференция поставила в центр своего внимания столь непростую проблему.