Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Наши научные издания

24 мая 2011 года

24 мая 2011 года

Для многих исследователей журналистики конец весны по-прежнему ассоциируется с Днем печати, который мы в СССР отмечали 5 мая – в день создания газеты «Правда». Для советской медиасистемы этот праздник означал нечто большее, чем просто рождение одной отдельно взятой газеты. Не только потому, что сама «Правда» представляла собой эпоху в журналистике, но и потому, что именно газета – больше, чем телевидение и радио, даже больше чем журналы – ассоциировалась с журналистикой, СМИ, масс-медиа.
Сегодня мы вспоминаем о газетах совсем в ином ключе: разговоры о будущем газет все чаще окрашены в пессимистические тона. Это и не удивительно: падение газетных тиражей в развитых странах Европы и Америки стало практически повсеместным, а появление новых цифровых устройств, дающих мобильный доступ к интернету, усилило популярность новых медиа и их контента. Современным молодым людям «бумажная» газета представляется чем-то застывшим, устаревшим, неактуальным. Впору поддаться унынию и присоединиться к хору тех, кто отпевает газету, вроде остроумного Андрея Мирошниченко, который выпустил недавно книгу с оптимистическим заголовком «Когда умрут газеты».
Меня, правда, почему-то не тянет присоединиться к этому хору, хотя я вижу изменения. Слабеет экономика газетного дела, реклама уходит – раньше на ТВ, сегодня в онлайн. Молодежь читает меньше, что, естественно, отражается и на газетах. Скорость жизни возрастает в разы, оставляя нам время только просматривать газетные заголовки, но не осмысливать газетные тексты.
Ключевая проблема для осмысления в контексте будущего газеты – это медийная природа той особой формы существования, бытования общественно-значимой журналистской информации, которую мы называем газетой. В более широкой социальной перспективе очевидно, что не «бумага» определяет эту природу. Последнюю формирует целый набор принципов профессиональной деятельности по отбору и структурированию, анализу социально значимой информации, без которой современное общество во всей его комплексности, многоуровневости не будет понятно гражданам. Миссия газеты, выражаясь словами классиков советской теории журналистики, «писать историю современности», причем писать так, чтобы она была понятна каждому члену социума – вне зависимости от его уровня образования и социального статуса. Очевидно, что пока журналистика будет востребована обществом для понимания «повестки дня» и событий вокруг нас, будут нужны и газеты. И неважно, на каком носителе они будут выходить.