Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Идеология и идеологические аспекты журналистики

21.05.2023

Снимок экрана 2023-05-16 в 16.30.13.pngСнимок экрана 2023-05-16 в 16.07.19.pngСостоялся четвёртый в 2023 году Topical seminar: доцент Флоридского атлантического университета Роберт Гутче и доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова М.Е. Аникина обсудили идеологические аспекты журналистской деятельности и теоретические подходы к определению понятия «идеология».

Приглашенным спикером стал заместитель главного редактора научного журнала 'Journalism Practice', ведущий подкаста 'The J Word: A Podcast by Journalism Practice' доцент Флоридского атлантического университета (США) Роберт Гутче. На онлайн встрече исследователь выступил с докладом 'Ideological disconnects of digital updates: Issues for method and practice'.

Роберт Гутче рассказал о проблеме обновлений новостных материалов, которые публикуются на сайте изданий. Исследователь обратил внимание, что возможность обновлять материалы, с одной стороны, повышает их актуальность и точность, а с другой — приводит к трансформации образов героев новостного материала и причинно-следственных связей.

Доцент представил результаты исследования, в ходе которого были проанализированы 48 обновлений шести новостных статей, опубликованных на сайте 'The New York Times' и посвящённых протестам в Портленде. История обновления материалов была сформирована за счет 'Wayback Machine' (WBM) — инструмента веб-скрейпинга и одновременно интернет-архива, в котором собраны заголовки, даты обновлений, цитаты из новостных материалов, в том числе посвященных реакции правоохранительных органов на протесты в Портленде. В результате анализа обновлений новостных материалов были выявлены «идеологические коррекции» (ideological correction) — содержательно-структурные изменения в новостных текстах, которые смещали акценты и трансформировали образ правоохранительных органов.

Со стороны факультета журналистики в дискуссии приняла участие куратор магистерской программы «Научная журналистика и коммуникация» доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Мария Евгеньевна Аникина. К научным интересам Марии Евгеньевны относятся медиатизация и профессиональная культура журналиста, социология массовых коммуникаций. На онлайн-встрече Мария Евгеньевна представит доклад 'Ideology in journalism: between professional and social'.

Исследователь рассказала о подходах к определению понятия «идеология» в российских и зарубежных научных кругах. Она обратилась к интерпретациям идеологии, предложенным профессором Е.П. Прохоровым, профессором М. Деузе и профессором С.Г. Корконосенко. Мария Евгеньевна затронула вопрос о профессиональной идеологии журналиста и ее элементах и подчеркнула, что не следует рассматривать идеологию исключительно в рамках политического контекста. В заключение исследователь рассказала, что сегодня актуализируется понимание концепта, предложенное М. К. Мамардашвили. Философ предлагал понимать идеологию как «клей социальных структур, который способствует их гомогенизации, как набор объединяющих людей представлений».