Topical seminar: медиасистемы стран БРИКС
27.02.2023

Состоялся первый в 2023 году Topical seminar. Доцент Калькуттского университета Ума Шанкар Пандей и доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Г. С. Филаткина посвятили онлайн-обсуждение медиасистемам стран БРИКС.
Посол Международной ассоциации исследователей медиа и коммуникации IAMCR в Индии доцент Калькуттского университета Ума Шанкар Пандей рассказал о массмедиа и журналистике в Индии. Кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Гелия Сергеевна Филаткина посвятила доклад общим и отличительным чертам медиасистем четырех стран БРИКС: Бразилии, России, Китая и ЮАР. Модератором встречи стала ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Анна Александровна Гладкова.
Доцент Ума Шанкар Пандей представил доклад 'Mass Media and Journalism in India'. Исследователь дал общую характеристику медиасистемы Индии, описал ее сегменты на примере печатных СМИ и телевидения, а также рассказал о росте числа цифровых медиа и увеличении аудитории в цифровой среде. Автор доклада выделил такие характеристики газетного рынка Индии, как мультилингвальность индийской периодики (издание газет на 23 языках), рост тиражей на национальных языках при сохранении влиятельности англоязычной прессы, повышение уровня грамотности населения.
Ума Шанкар Пандей описал основные тенденции медиапотребления телевизионного контента в Индии и рассказал о росте количества интернет-пользователей: если в 2019 году число интернет-пользователей в Индии составляло чуть более 636 млн, то уже в 2023 году этот показатель равнялся 1 млрд. Завершая доклад, доцент Калькуттского университета обратил внимание на рост цифровых подписчиков, высокий уровень проникновения мобильного Интернета в стране, а также на совокупный рост дохода индийских медиа как от рекламы, так и от подписки.
Доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Гелия Сергеевна Филаткина выступила с докладом 'Media systems of the BRICS countries in the context of political and economic challenges' и встроила дискуссию о медиасистеме Индии в более широкий контекст. Исследователь описала тенденции, характерные для национальных медиасистем стран БРИКС: зависимость структуры медиасистемы от исторических традиций и технологических процессов, появление гибридных бизнес-моделей, трансформация национальной медиаполитики, формирование журналистской культуры и профессиональной идентичности журналистов в условиях взаимодействия национальных и мировых профессионально-этических стандартов.
Доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова детально рассказала о медиасистемах Бразилии, России, Китая и ЮАР. Обобщив специфические черты национальных медиасистем стран БРИКС, исследователь пришла к следующим выводам: телевидение сохраняет ведущую позицию в системе СМИ, медиасистемы отличает рост аудиовизуальных и онлайн-СМИ, теле- и кинопроизводства, в том числе для региональных и международных рынков. Гелия Сергеевна также отметила инновационно-технологическое развитие медиа в странах БРИКС и формирование новых моделей медиапотребления в условиях цифрового разрыва как между возрастными группами, так и между регионами внутри каждой из стран.


Посол Международной ассоциации исследователей медиа и коммуникации IAMCR в Индии доцент Калькуттского университета Ума Шанкар Пандей рассказал о массмедиа и журналистике в Индии. Кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Гелия Сергеевна Филаткина посвятила доклад общим и отличительным чертам медиасистем четырех стран БРИКС: Бразилии, России, Китая и ЮАР. Модератором встречи стала ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Анна Александровна Гладкова.
Доцент Ума Шанкар Пандей представил доклад 'Mass Media and Journalism in India'. Исследователь дал общую характеристику медиасистемы Индии, описал ее сегменты на примере печатных СМИ и телевидения, а также рассказал о росте числа цифровых медиа и увеличении аудитории в цифровой среде. Автор доклада выделил такие характеристики газетного рынка Индии, как мультилингвальность индийской периодики (издание газет на 23 языках), рост тиражей на национальных языках при сохранении влиятельности англоязычной прессы, повышение уровня грамотности населения.
Ума Шанкар Пандей описал основные тенденции медиапотребления телевизионного контента в Индии и рассказал о росте количества интернет-пользователей: если в 2019 году число интернет-пользователей в Индии составляло чуть более 636 млн, то уже в 2023 году этот показатель равнялся 1 млрд. Завершая доклад, доцент Калькуттского университета обратил внимание на рост цифровых подписчиков, высокий уровень проникновения мобильного Интернета в стране, а также на совокупный рост дохода индийских медиа как от рекламы, так и от подписки.
Доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Гелия Сергеевна Филаткина выступила с докладом 'Media systems of the BRICS countries in the context of political and economic challenges' и встроила дискуссию о медиасистеме Индии в более широкий контекст. Исследователь описала тенденции, характерные для национальных медиасистем стран БРИКС: зависимость структуры медиасистемы от исторических традиций и технологических процессов, появление гибридных бизнес-моделей, трансформация национальной медиаполитики, формирование журналистской культуры и профессиональной идентичности журналистов в условиях взаимодействия национальных и мировых профессионально-этических стандартов.
Доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова детально рассказала о медиасистемах Бразилии, России, Китая и ЮАР. Обобщив специфические черты национальных медиасистем стран БРИКС, исследователь пришла к следующим выводам: телевидение сохраняет ведущую позицию в системе СМИ, медиасистемы отличает рост аудиовизуальных и онлайн-СМИ, теле- и кинопроизводства, в том числе для региональных и международных рынков. Гелия Сергеевна также отметила инновационно-технологическое развитие медиа в странах БРИКС и формирование новых моделей медиапотребления в условиях цифрового разрыва как между возрастными группами, так и между регионами внутри каждой из стран.