Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Topical seminar: цифровое неравенство

10.11.2022

Снимок экрана 2022-11-08 в 15.51.46.pngПервый Topical seminar в осеннем семестре был посвящён цифровой бедности и теоретическим подходам к пониманию цифрового и эпистемиологического неравенства. Исследователь в области изучения цифрового неравенства, соруководитель рабочей группы по изучению цифрового неравенства IAMCR Digital Divide Working Group, профессор Университета Нортумбрии Массимо Рагнедда рассказал о связях между цифровой бедностью и социальным неравенством в Англии в период COVID-19. Ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, соруководитель рабочей группы по изучению цифрового неравенства IAMCR Digital Divide Working Group и посол IAMCR в России, заместитель декана по международному сотрудничеству факультета журналистики Анна Александровна Гладкова выступила с докладом о цифровом неравенстве и его осмыслении применительно к эпистемиологическим неравенствам. Модератором встречи стала кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Мария Евгеньевна Аникина.

Профессор Массимо Рагнедда представил доклад 'Living On The Edge Of The Digital Poverty'. Он рассказал о цифровой бедности и социальном неравенстве в Великобритании: в начале пандемии у 9% домохозяйств с детьми не было доступа к ноутбуку, стационарному компьютеру или планшету (Ofcom, 2020), только 2% детей школьного возраста выходили в Интернет с собственных смартфонов (Ofcom, 2021).

Также Массимо Рагнедда представил предварительные результаты исследования об угрозах формирования цифровых разрывов в Англии, вызванных переходом на дистанционное образование в период пандемии COVID-19. Опрос был проведён в Англии среди английских семей. Выборка проведенного исследования составила 2000 респондентов — родителей детей школьного возраста от 5 до 18 лет, которые имеют доступ к Интернету. При этом 30% респондентов сообщили, что в их семье живет один ребёнок, 44% опрошенных рассказали о проживании двух детей в семье, 18% составили семьи с тремя детьми.

Результаты опроса показали, что с начала пандемии дети 36% респондентов предпочитали цифровые устройства физической активности, дети 27% респондентов получали поддержку от школ, 15% респондентов отметили снижение успеваемости детей в школе по сравнению с доковидными временами.

Массимо Рагнедда предложил использовать индекс RDPI для оценки риска цифровой бедности. Индекс был разработан с учётом пяти детерминант цифровой бедности, к которым относятся доступ к информационным технологиям, наличие технических устройств и соединения, навыки пользователя, наличие поддержки в освоении информационными технологиями и мотивация использования ("The Digital Alliance Poverty").

Анна Александровна Гладкова выступила с докладом 'From Digital Divides To Epistemic Divides: The Rise Of New Inequalities'. Её доклад был посвящён теоретическим подходам к изучению цифрового неравенства. Исследователь рассказала, что сегодня цифровое неравенство и его три основных уровня (доступ к Интернету и ИКТ, навыки использования цифровых технологий, преимущества от использования ИКТ для профессиональной и личной жизни) осмысляется применительно к эпистемиологическим неравенствам: разрывам в знаниях, информации и осведомленности пользователей.

Анна Александровна отметила, что формирование цифрового капитала может помочь преодолеть как цифровые, так и эпистемиологические разрывы за счёт повышения уровня знания о получении доступа к информации (доступ к информационным технологиям и навыки пользователей), об интерпретации информации (умение определять дезинформацию, фейковые новости) и её использования для профессиональных и личных целей. При этом цифровой капитал рассматривается как самостоятельный вид капитала, который определяет успешность человека в профессиональном, общественном и личных смыслах.

Завершая презентацию доклада, Анна Александровна обратила внимание на важность изучения цифрового неравенства применительно к эпистемиологическому неравенству с учётом национальных и культурных особенностей, а также предложила целостный подход к исследованию цифрового неравенства, который бы объединил цифровое неравенство, цифровой разрыв, эпистемиологическое неравенство, цифровой капитал, цифровые и эпистемиологические права, цифровую и социальную включенность.