Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Даниил Хармс — фокусник и/или пророк?

05.08.2022

ngBOuPzyA-4.jpeg27 июля в павильоне «Рабочий и Колхозница» на ВДНХ прошла лекция «Даниил Хармс — фокусник и/или пророк?» в рамках цикла журфака МГУ «Литературные среды». Её провёл кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики Руслан Александрович Поддубцев.

Руслан Александрович объяснил название лекции. Хармс – фокусник, потому что играет с читателем, вводит в заблуждение. Однако в то же время он является и поэтом-пророком. Лектор сделал отсылку к Ветхому Завету, а именно к истории пророка Даниила. «Поэт-пророк – это поэт, который пытается ответить на последние вопросы, даже, может быть, иногда заглядывает в будущее. Если пророк Даниил из Ветхого Завета интерпретирует, расшифровывает, то Хармс, наоборот, зашифровывает», – поясняет Руслан Александрович.

Р. А. Поддубцев обратил внимание слушателей на цитату Хармса, которую можно назвать программной: «Меня интересует только “чушь”: только то, что не имеет никакого практического смысла». Хармсу ненавистно геройство, пафос – все то, что навязано общественными установками. Но поэт понимает «вдохновение и отчаяние, … печаль и горе, радость и смех».

Хармс осознает, что нужно отходить от устоявшихся традиций, шаблонности, так как литературный процесс должен постоянно продолжаться. Писатель пародирует литературные жанры и направления XIX века, тем самым показывая их исчерпанность. В части произведений Хармса отсутствует сюжет в традиционном его понимании, а фокус смещается с повествования на сам процесс рассказывания. Автора интересует не столько содержание текста, сколько его «конструкция».

Характерной чертой некоторых произведений Хармса является дегуманизация: смерть человека воспринимается другими персонажами крайне равнодушно. Этот приём отражает крах гуманистических идеалов в начале XX века и подчёркивает ценность человеческой жизни. Хармсу также свойствен иррационализм: писатель стремится показать, что наука не может дать объяснения всему, так как всегда есть нечто, недоступное познанию. В творчестве Хармса встречаются библейские мотивы и реминисценции, придающие стихотворениям дополнительный глубокий смысл.

Самый главный вопрос был раскрыт Русланом Александровичем в конце лекции: как же читать Хармса? «Мы можем пытаться разгадать загадки Хармса. Но и можем читать как бы с нуля, отбросив весь наш багаж знаний и опыта, уподобиться ребёнку. Не случайно Хармс писал замечательные детские стихи», – завершил эксперт.

Больше фото

Лекция «Даниил Хармс — фокусник и/или пророк?» Руслана Александровича Поддубцева стала второй из трех в программе «Литературных сред» журфака МГУ в этом сезоне. Цикл стартовал с лекции доктора филологических наук, заведующего кафедрой медиалингвистики Павла Вячеславовича Балдицына «Автобиография Владимира Набокова». Третьей и заключительной лекцией в этом году стала «Поэзия Максимилиана Волошина»  – ее прочла заведующая кафедрой истории русской литературы и журналистики Екатерина Иосифовна Орлова.

Арина Чередник, Мария Тимофеева (1 курс бакалавриата д/о).
Фото: Георгий Никаноров.