Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

«Журналистика в 2021 году: творчество, профессия, индустрия»: третий день конференции предоставил слово молодым учёным

13.02.2022

5 февраля_пленарное.pngЗаключительный день конференции «Журналистика в 2021 году: творчество, профессия, индустрия» по традиции открылся вторым пленарным заседанием. Исследования представили молодые учёные факультета журналистики МГУ. Модератором заседания выступила профессор факультета журналистики Г. Г. Щепилова. С докладом «Отечественный научный дискурс медиа в академических журналах: структурный анализ» выступил доцент факультета журналистики А. В. Вырковский с коллегами: старшим научным сотрудником Н. Д. Трищенко, преподавателем И. В. Анисимовым, старшим научным сотрудником К. Л. Зуйкиной и старшим преподавателем Д. В. Соколовой. Был проведён метаанализ исследований в сфере журналистики и массовых коммуникаций российской школы, позволивший охарактеризовать структуру отечественного дискурса в академических журналах. Научный коллектив изучил более 18 000 статей из журналов по журналистике и массовым коммуникациям, из журналов по смежной тематике, а также из изданий, индексируемых Web of Science за последние семь лет. Исследователи представили основные российские города, в которых издаются журналы, в которых чаще всего публикуются российские исследователи; количественный анализ публикаций в российских журналах за исследуемый период; вузы, на долю которых приходится большая часть публикаций; топ авторов по публикациям; топ журналов из E-Library по числу публикаций, по цитируемости, тематические приоритеты журналов в сфере журналистики и массовых коммуникаций. Тот же срез был представлен и по журналам Web of Science. Доклад вызвал оживлённую дискуссию. Спикеры анонсировали публикацию статьи с ключевыми результатами своего исследования.

Э. С. Никольская и К. В. Чобанян выступили с докладом «Телевизионные новости в TikTok: специфика контента и способы завоевания аудитории». Авторы исследования изучали стратегии для взаимодействия с подписчиками на онлайн-платформах, которые используются современными телередакциям. Для этого был проведён анализ потенциала социальной сети TikTok для телеканалов, анализ инструментов, используемых телеканалами в TikTok, и роли журналиста в кадре на платформах коротких видео на примере ведущих зарубежных телеканалов. Авторы пришли к выводу, что Instagram для телеканалов остается площадкой размещения преимущественно вторичного контента, который не предполагает появление журналиста в кадре. TikTok, напротив, демонстрирует разнообразные стратегии взаимодействия с подписчиками: это может быть повтор эфирного телеконтента в виде коротких роликов или оригинальный контент с менее формальным стилем подачи информации. Исследователи пришли к выводу о том, что телевизионные новости на платформах коротких видео отходят от персонификации и степени популярности личности ведущего, больше внимания уделяется самой новости, появляется оригинальный контент, созданный специально для платформ.

С докладом «Цифровые стратегии вещателей России в условиях неопределенности» выступила старший преподаватель Д. М. Вьюгина. Она представила результаты проекта, работу над которым также проводили Е. Л. Вартанова и А. В. Вырковский. Целью исследования было изучить направления и особенности трансформации стратегий крупнейших аудиовизуальных компаний Российской Федерации в условиях дигитализации. В рамках исследования было проведено 12 полуструктурированных интервью с топ-менеджерами ключевых медиакомпаний России. Был выявлен крайне высокий уровень неопределенности на аудиовизуальном рынке, который проявляется в отказе как прогнозировать будущее, так и инвестировать в него. Большинство топ-менеджеров подтверждают вторичность цифровых платформ и продуктов по отношению к традиционным каналам распространения контента. Аналоговая бизнес-модель имеет статус «дойной коровы», поддерживающей перспективные, но малоприбыльные цифровые отделы. Массмедиа стремятся отделять внутренние процессы организации от внешних: компании могут меняться внутри, но это мало сказывается на их продукте.

Результаты своего исследования «Метафорический фрейминг в журналистских текстах о здоровье» представил научный сотрудник И. А. Асланов. Метафора нередко помогает объяснить такие абстрактные механизмы, как действие лекарств, распространение заболевания в обществе, сложные ментальные состояния людей. Автор провёл несколько исследований на данную тему: изучал метафорический фрейминг в медиатекстах о депрессии и о коронавирусе. С помощью эксперимента, в котором приняло участие более 500 человек, удалось выявить эффект фрейминга, который возникает под влиянием метафор и проявляется в различных возрастных  и социально-демографических группах по-разному. Метафора в журналистских текстах о здоровье может выступать инструментом продвижения ценностей здорового образа жизни, практик заботы о здоровье, гуманного отношения к больным людям.

После пленарного заседания продолжилась работа секций и круглых столов.
К 30-летию Закона «О средствах массовой информации» был приурочен круглый стол «Законодательное регулирование СМИ в России: история и современность», ведущими которого выступили М. А. Федотов, Ю. М. Батурин и И. А. Панкеев. Участники обсудили траекторию развития законодательства в сфере массмедиа и выделили основные проблемные вопросы. Михаил Александрович Федотов выступил с докладом и продолжил обсуждение индикаторов свободы/несвободы слова, о которых говорил на пленарном заседании. На круглом столе были затронуты вопросы, связанные с новой правоприменительной практикой в отношении журналистов. Мероприятие было организовано по инициативе кафедры ЮНЕСКО по авторскому, праву, смежным, культурным и информационным правам ВШЭ и кафедры ЮНЕСКО по журналистике и массовой коммуникации факультета журналистики МГУ.

Секция «Цифровой капитал в России: теоретические подходы и практические измерения», организованная при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31306 «Цифровой капитал как развитие концепций нематериальных капиталов: теоретическое осмысление и эмпирические измерения в российском контексте» (руководители – Е. Л. Вартанова и А. А. Гладкова), была направлена на рассмотрение актуальных вопросов теоретического осмысления и практического измерения цифрового капитала как нового нематериального капитала интегрального характера, медиаобразования как фактора накопления цифрового капитала, а также противодействия распространению фейковых новостей в контексте повышения уровня цифрового капитала. Кроме того, исследователи Южно-Уральского университета представили результаты исследования цифрового образовательного капитала современного университета.

На секции «Журналистика и медиа в эпоху COVID» большой резонанс вызвали выступления коллег из Белоруссии, Калмыкии, Татарстана: обсуждалась практика освещения вакцинации в региональных медиа, проблематика введения QR-кодов, феномен ковид-диссидентства. Кроме того, оживлённой была дискуссия по вопросу отражения ковидной повестки в мемосфере.

Вопросы о понимании термина «фотокультура» поднимались на секции «Фотография в практике СМИ ХХ – начала XXI в.». Участники обсуждали, что представляет собой современная фотокультура и какие факторы влияют на её трансформацию. Особый интерес вызвали проблемы развития современной спортивной фотожурналистики. В частности, затрагивались технологические, гендерные и другие аспекты профессии.
Трансформацию медиаландшафта, происходящую на территории новых субъектов Российской Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополя – обсуждали на впервые проведенной в рамках конференции секции «Медиаполе Крымского полуострова» (руководитель – Г. Г. Щепилова, учёный секретарь – Д. В. Жуков). Особый интерес у исследователей вызывает развитие региональной медиасистемы в условиях разной государственной принадлежности территорий – СССР, Украины, России.

Круглый стол «Научная коммуникация в новых медиа: нормы, практики, инфраструктура» начался с обсуждения преимуществ открытых коллекций для информационного обеспечения научной и образовательной деятельности, а также возможности размещения в открытом доступе библиотеки произведений Я. Н. Засурского. Ключевыми темами мероприятия также стали влияние пандемии COVID-19 на развитие открытой науки в мире и вопросы взаимодействия научного сообщества с «Википедией» и другими вики-проектами. Особенно острую дискуссию вызвали проблема достоверности информации в «Википедии» и возможности использования электронной энциклопедии для продвижения результатов научных исследований.

Тематический спектр докладов секции «Новые медиа: стратегии, платформы, инструменты» оказался широким: говорили о дистрибуции контента в социальных сетях, о дискурсе общественно-политических YouTube-каналов, о систематизации блогосферы, основанной на классификации Карла Линнея. Живую дискуссию вызвало сообщение о цифровых экосистемах и метавселенных и об их потенциальном влиянии на СМИ.


Секция «Литературно-художественная критика: пророчество или конструирование будущего» носила ярко выраженный междисциплинарный характер, программа получилась интеллектуально насыщенной и разнообразной по материалу и подходам к его интерпретации. Секция была посвящена профетической функции литературной критики. На широком и исторически разнообразном материале выступающие обсуждали проблемы, связанные со спецификой моделирования будущего в сфере литературы и литературной критики, театра, кино и гуманитарного сообщества в целом.

В заседании традиционной секции «Литературный процесс и журналистика ХVIII – начала ХХ веков: новые факты и интерпретации» обсуждали особенности взаимосвязей литературного процесса и периодической печати, их трансформации на протяжении трёх веков, в том числе и на материале региональной прессы. Среди персоналий, которым было уделено внимание в докладах выступавших, – Н. М. Карамзин, Н. И. Тургенев, А. И. Герцен, Н. В. Гоголь, В. Ф. Одоевский, А. Греч, Ф. М. Достоевский, Б. М. Эйхенбаум, который, по мнению профессора Е. И. Орловой (МГУ), в 1910-е гг. даёт образцы новых жанровых разновидностей литературной журналистики. Этот опыт, который, однако, впоследствии не был ни повторён, ни развит, остаётся актуальным не только для печати начала ХХ в., но и для современных СМИ.

Большая часть докладов секции «Парадоксы НЭПа и отечественная журналистика» была посвящена особенностям развития региональной прессы в период НЭПа. Прозвучали выступления о специфике местной и национальной прессы в 1920-е гг. в Крыму, Удмуртии, Тульской и Воронежской областях, а также в Сибири. Большую дискуссию вызвал доклад о популярности идей В. И. Ленина и оценке его концепции печати в современном Китае.

Заседание круглого стола «Российско-германские отношения в освещении немецкоязычных СМИ Европы» было посвящено 100-летию подписания Рапалльского договора между РСФСР и Германией и актуальным проблемам межгосударственных отношений. В ходе дискуссии поднимались вопросы современного состояния российско-германских отношений, в частности, ситуация с запретом на вещание телеканала RT в Германии и Deutsche Welle в России.

Круглый стол «Медиаобразовательные практики в условиях цифровизации общества» проводился совместно с Российской академией образования. Речь шла об участниках современной цифровой медиасреды и важных для определения её профиля контекстах. Обсудили векторы развития медиаобразования в цифровой среде, медиакомпетентность современного человека, медиаобразовательные практики и гуманитарную составляющую медиаобразовательной деятельности. Участники делились опытом работы с детской аудиторией, родительскими наблюдениями, предложили решение важных задач современного медиаобразования.

В рамках секции «Журналистика государств постсоветского пространства в условиях региональных конфликтов и политических кризисов» были представлены доклады, посвящённые особенностям работы национальных СМИ на различных типах платформ, а также тематической структуре повестки внутри государств в условиях политической нестабильности. Отдельное внимание было уделено вопросам позиционирования стран постсоветского пространства и их объединений в медиапространстве Запада. Особый интерес у гостей и участников секции вызвали вопросы, связанные с законодательным регулированием деятельности негосударственных СМИ в условиях политических конфликтов, с информационной безопасностью территорий, а также с проблемами освещения традиционными и гражданскими СМИ вооруженных столкновений противоборствующих сторон в ходе региональных конфликтов.

На секции «Медиапотребление “цифровой молодежи” в России» поднимались вопросы о приоритетных формах контента для молодой аудитории. Исследователи пришли к выводу о главенстве видеоконтента в структуре  медиапотребления молодежи. Кроме того, говорили о ценностной ориентации современных подростковых журналов, о росте популярности блогов как площадки для студенческой самореализации, об изменении экологического сознания пользователей соцсетей в период пандемии. Отмечался рост популярности экологической тематики в материалах СМИ и сообщений в социальных медиа, а также экологических инициатив.

В ходе работы круглого стола «Визуальная коммуникация: проблемы, исследования и преподавание» поднимались вопросы влияния визуальной коммуникации на медиасферу, новые методики исследования визуального языка СМИ, специфика преподавания журналистских дисциплин после визуального переворота. Во время живой дискуссии исследователи текстов визуальной коммуникации договорились провести открытый научный семинар по формированию актуальных методик изучения визуального языка медиа.

Круглый стол «Региональная журналистика» традиционно привлёк журналистов из регионов и исследователей практик областных и местных СМИ. Акцент дискуссии ставился на развитие местных медиа в условиях цифровизации. Участники круглого стола не разделили пессимистических прогнозов развития региональной прессы и привели примеры удачного решения ряда общих проблем. Вместе с тем была высказана озабоченность по поводу судьбы местных СМИ в условиях цифровизации и способах предотвращения их закрытия.

Вызовы, с которыми сталкивается современный редактор в условиях цифровизации и интернетизации, обсуждались на секции «Современный редактор: должность, профессия, функции». Живую дискуссию вызвали вопросы, касающиеся роли редактора в современной научной журналистике, в детских изданиях, в реализации новых функций журналистики. Отмечалась возрастающая роль редактора как исследователя-публикатора, а также важность редактора как куратора студенческих медиапроектов, созданных для различных медиаплатформ. Отдельное обсуждение получила тема работы современного редактора в медиасфере с правовой точки зрения (законодательства об интеллектуальной собственности, массово-информационного права и т.д.). Участники секции выразили желание подробнее обсудить проблемы современного редакционно-издательского дела в рамках отдельной тематической конференции.

Экспертное сообщество, собравшееся на площадке круглого стола «"Слово в эфире": направления изучения и проблемы преподавания», основное внимание уделило обсуждению ресурсов и инструментов, призванных помочь будущим журналистам в развитии языковой компетенции, языкового чутья и вкуса. Особый интерес привлекли вопросы, касающиеся обновления лексикографической базы портала «Грамота.ру», своеобразия разноформатных теле- и радиопроектов, описания авторских приёмов формирования навыков сознательного отношения к звучащему слову, а также проблема журналистской этики в контексте публикаций о ЧС в Пермском университете осенью 2021 г.

На круглом столе «Социокультурное пространство России и российские медиа» собрались представители самых разных сфер: образования, культуры, книгоиздательства, журналистики. В результате получилась плодотворная и многогранная дискуссия, в которой были затронуты такие темы, как культура и медиаобразование, современное школьное и альтернативное образование, продвижение художественной культуры в социальных сетях, взаимовлияние прессы и культуры. Также участники круглого стола попытались найти новые подходы к взаимодействию с молодежью в социокультурной сфере.

Темы, предложенные к обсуждению на круглом столе «Семиосфера культуры и медиа», вызвали  живую, эмоциональную дискуссию по ряду острых вопросов о содержательном наполнении современных медиа. Докладчики проясняли термин «семиосфера», выявляя разные грани и аспекты, составляющие семиосферу современной культуры и медиа. Обсуждения затрагивали и вопросы о сути и природе традиций, их оценки, о строении русской духовно-нравственной традиции и путях её бытования, также поднимались проблемы, связанные с трансформацией понятия «время» в современном культурно-медийном бытовании.