Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Прошёл Topical seminar, посвящённый проблеме дезинформации в СМИ, фактчекингу и журналистскому образованию

09.10.2021

Снимок экрана 2021-10-05 в 16.09.26.pngВторой Topical seminar в осеннем семестре был посвящён разным аспектам дезинформации в СМИ, фактчекингу и журналистскому образованию. Профессор факультета журналистики и медиаисследований в Столичном университете Осло, сотрудник Гетеборгского университета, главный редактор научного журнала Digital Journalism Оскар Вестлунд рассказал о возможностях технологий для фактчекинга. Заместитель декана по учебно-методическому объединению, доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, к.ф.н. Мария Михайловна Лукина рассмотрела проблему дезинформации с точки зрения журналистского образования. Модератором встречи традиционно выступила декан факультета журналистики МГУ, академик РАО, профессор Елена Леонидовна Вартанова.

Профессор Оскар Вестлунд рассказал о промежуточных итогах масштабного исследования в рамках проекта SCAM, которое он проводит вместе с коллегами Валери Белер-Ганьон (Университет Миннесоты), Лукасом Грейвс (Университет Висконсин-Мэдисон), Ребеккой Ларсен (Столичный университет Осло) и Стином Стинсеном (Столичный университет Осло). Проект был создан с целью получить новые знания и выработать методы для борьбы с дезинформацией, особую роль в нем играют новые технологии.

Совместно с коллегами профессор Вестлунд разработал аналитическую базу для дальнейшей работы. Было выделено четыре фактора влияния на распространение дезинформации: непосредственно фактчекеры (журналисты, технические специалисты и т.д.), технологии, действия (конкретные действия, совершаемые в рамках фактчекинга) и аудитория.

Профессор Вестлунд подробно остановился на технологиях как на самостоятельных участниках фактчекинга, что является новым подходом в данной области. Исследователь рассказал о технологиях, функционирующих на разных ступенях фактчекинга. Так, на стадии идентификации действуют такие сервисы, как Crowdtangle и Dataminr. Говоря о верификации, профессор Вестлунд упомянул inVID, Google Earth Pro, Factiverse и Claim Buster. На стадии распространения учёный отвёл главенствующую роль платформам, которые не только размещают контент, но и активно вмешиваются в его модерацию и организацию.

Мария Михайловна Лукина представила предварительные результаты международного исследования, проведённого World Journalism Educational Council (WJEC). Исследователь посвятила свою презентацию тому, как российские преподаватели журналистики оценивают профессиональные роли журналистов в долгосрочной перспективе. Данные были собраны путем онлайн-анкетирования. Преподавателей журналистики спросили о будущих профессиональных задачах и навыках, о перспективах трудоустройства выпускников, об их отношении к журналистской объективности, а также о подходах к решению этических вопросов.

Было выявлено, что российские преподаватели журналистики практически единогласно назвали ключевой профессиональной задачей умение отказаться от использования информации, которую невозможно проверить. Это говорит о том, что проверке информации придается ключевое значение. Другие важные задачи включали подсказку решений существующих проблем, разоблачение общественных несправедливостей, предоставление подробной информации, а также анализ и интерпретацию текущей ситуации.

Российские преподаватели журналистики также сошлись на том, что ключевые принципы журналистской объективности заключаются в прозрачности рабочего процесса, отсутствии оценочных суждений и невмешательстве личных убеждений. Три наиболее популярные журналистские роли, по мнению преподавателей журналистики: объективный распространитель, беспристрастный исследователь и общественный мобилизатор.

Исследование показало, что российские преподаватели журналистики хорошо осведомлены о проблемах дезинформации в СМИ. Мария Михайловна подчеркнула, что текущие программы журналистского образования неизменно содержат лекции и семинары по фактчекингу и методам верификации. Однако, чтобы не допустить низкого качества публичной информации, следует создавать новые программы для обучения других групп людей, чья деятельность также связана со сферой массовых коммуникаций.

Topical seminar – проект факультета журналистики, стартовавший в весеннем семестре 2021 года и уже заслуживший внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей медиа, коммуникации и журналистики. Цель онлайн-семинаров – организовать открытую дискуссионную площадку, на которой российские и иностранные ученые могли бы делиться результатами актуальных работ в сфере изучения журналистики и коммуникации.

Текст: Дарья Малюченко.