Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Народные корни рекламы в России

15.07.2021

51311220629_2d7ffd78df_k.jpg12 июля прошла заключительная, пятая встреча цикла «Медиапонедельники» факультета журналистики МГУ. Лекцию «От лубка до "Бей кулака!": народные корни рекламы в России» провёл старший преподаватель, кандидат филологических наук Игорь Юрьевич Говряков.

По мнению лектора, корни рекламных и агитационных материалов в истории нашей страны восходят к началу XIII века, когда вскоре после основания Москвы появляется такой вид народного декоративно-прикладного искусства, как лубок. Будучи предметом массовой культуры, лубок позволял авторам листовок и плакатов добиваться большего эффекта, потому что крестьянам и простому народу было легче воспринимать иллюстрированные бытовые мотивы. «В лубочных изображениях перекликается, с одной стороны, нечто родное для простого человека. Человек, видя картинку, подсознательно воспринимает это как что-то знакомое. А ещё это смешно, поскольку лубок всегда вызывает позитивную эмоцию, можно показать их друзьям и близким и вместе обсудить», — считает Игорь Юрьевич.

На примере множества иллюстраций лектор продемонстрировал различные направления лубочных мотивов: юмористические, нравоучительные, сказочные, пропагандистские, новостные и многие другие. Так, например, первая социальная реклама в нашей стране имела характер осуждения употребления алкоголя: художники использовали образы положительных, ведущих трезвый образ жизни людей, а также, в противовес им, наглядно демонстрировались пагубные влияния пристрастия к алкоголю. Аналогичным образом создавались лубочные плакаты в период прививочной кампании против оспы во времена царствования Екатерины Второй, которые ярко отражали преимущества вакцинации.

Первые же рекламные сообщения в нашей стране в том формате, в котором мы привыкли видеть их сегодня, связаны с именем предпринимателя Антона Эрлангера. В 1863 году этот «мучной король» создал рекламу своего изобретения — компактой паровой мельницы — в которой было применено красочное оформление.

Постоянно эволюционируя и развиваясь, техники изготовления рекламных вывесок и плакатов продолжали включать в себя народные мотивы. Очень показательны в этой связи работы творческого тандема художника А. Родченко и поэта В. Маяковского, которые наиболее ярко применяли лубочные мотивы, гармонично сочетая в них конструктивистские элементы. «Смеховая культура в России так или иначе проникает во все сферы народной жизни. А в рекламу влезла наиболее глубоко и крепко там сидит. Михаил Бахтин сформулировал концепцию «карнавализации», которая говорит, что если ты не можешь над чем-то посмеяться, говоря об этом, зачем тогда вообще об этом говорить? И вот эта карнавальность человеческого бытия так или иначе живёт в народе и по сей день», — подытожил Игорь Говряков.

Текст: Андрей Кленин
Фото: Алиса Скачкова, Анастасия Лизина