Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Круглый стол «Цифровая медиаграмотность школьных учителей: опыт дистанционного онлайн-обучения»

19.11.2020

17 ноября факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова совместно с Российской академией образования в онлайн формате провёл круглый стол «Цифровая медиаграмотность школьных учителей: опыт дистанционного онлайн-обучения». Цель встречи — обобщить опыт использования цифровых медиатехнологий в работе учителей, в том числе в период дистанционного обучения и самоизоляции, связанной с распространением коронавирусной инфекции.

Модератором круглого стола выступила Е. Л. Вартанова, член-корреспондент РАО, профессор, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Открывая заседание, Елена Леонидовна подчеркнула: «Когда мы планировали круглый стол, то думали, что будем говорить об уроках уже прошедшего времени, но оказалось, что и сейчас вопросы дистанционного обучения не теряют своей актуальности, а значит должны быть осмыслены».

В приветственном слове Б. А. Карев, член-корреспондент РАО, профессор, исполняющий обязанности академика-секретаря Отделения общего среднего образования РАО, отметил, что сегодня дистанционные форматы коммуникации получают новый смысл. Необходимо проверять истинность медийной информации, которой в глобальном информационном пространстве достаточно. «Вопросы верификации, вопросы нахождения информации, вопросы информационного медиаконтента, истинности той информации, которая существует в пространстве Интернет, стоят на одном из главных мест в осмыслении медиапространства»,− считает Борис Анатольевич.

О цифровизации школы, в том числе в период самоизоляции, рассказал А. Д. Хасавов, главный редактор «Учительской газеты»: «Россия, как самая большая страна в мире, пока не может обеспечить одинаковые возможности для всех обучающихся», поэтому при переходе на дистанционную форму обучения из-за пандемии региональные школы столкнулись с проблемами.

В то же время Москва, как отметил Арслан Хасавов, оказалась готовой к ситуации: многие московские учителя разрабатывали программы для Московской электронной школы, в столице нет проблем с доступом к сети Интернет и гаджетами для организации онлайн-обучения. Более того, цифровая грамотность московских учителей и школьников достаточно высока. «Это позволило московским школам почти безболезненно перейти на дистанционный формат обучения», − отметил Арслан Дагирович. По его словам, сейчас государство заботится о создании единой федеральной цифровой площадки, которая должна упростить
взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

По мнению участников круглого стола, онлайн-обучение может повысить эффективность образования и дать учителям позитивный опыт. Одним из положительных моментов 2020 года И. Н Гринева, научный сотрудник Ресурсного центра русского языка Московского государственного областного университета, считает рождение нового конкурса юных любителей словесности «Шибко ошибка!». «Выяснилось, что выявление ошибок в рекламных объявлениях – это очень увлекательный, интересный и творческий процесс», − отметила Ирина Николаевна. По ее словам, цель конкурса – развитие учащихся, которые интересуются медиаобразованием и русским языком, профориентационная работа со школьниками, а также популяризация медиаобразования в современной школе.

Возможности «дистанта» активно использует школа №1253: для своих медиаклассов в 2019-2020 учебном году учителя создали интернет-площадку по курсу «Индивидуальный проект», с помощью которой ученики могут развивать навыки ведения собственной проектной деятельности. «Независимо от того, в какой ситуации мы живем на сегодняшний день, нам совершенно точно понятно, что те преимущества, которые дают новые технологии, останутся с нами и далее», − сказала Н.А. Акулова, директор ГБОУ Школа №1253.

О трудностях дистанционного обучения рассказала И. С. Сашина, ведущая утренней программы на канале «ТВ-Центр», мама четверых детей: «На начальном этапе это было действительно настоящее испытание». Ирина Сергеевна выделила несколько проблем, с которыми столкнулись родители и дети на «дистанционке»: плохая связь и нехватка оборудования, необходимость родителям учиться вместе с детьми, контролировать их и нести огромную ответственность за процесс обучения, необходимость решать вопросы самодисциплины, физического и психологического здоровья детей, а также проблемы с обратной связью и ухудшение качества образования.

Подвела итоги круглого стола доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ М. Е. Аникина. «Цифровизация школьного пространства − это точка роста, но точка роста во многом вынужденного, принудительного, и поэтому, как мне кажется, необходима рефлексия всех вовлеченных в этот процесс», − считает Мария Евгеньевна.

При обсуждении функционала медиа, по мнению Марии Евгеньевны, можно задавать следующие вопросы: зачем нужны сегодня медиа в школе и для школы и какие задачи они решают. Она отметила, что сегодня медиа для школы и вокруг школы имеют прикладной характер: они призваны вовлекать и мотивировать, а также повышать медиаграмотность всех участников медиаинициатив.

«Я думаю, мы будем работать вместе, привлекая сообщество медиобразователей и классических педагогов для того, чтобы в нашей школе, несмотря на сложную ситуацию, были более комфортные условия жизни, в том числе в цифровой среде», − так завершила заседание круглого стола Елена Леонидовна.

Фото: Екатерина Петушкина