Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A

Журналистика: профессия или призвание?

14.09.2020

В рамках Российской креативной недели 12 сентября в павильоне «Издательское дело и журналистика» прошла лекция «Журналистика: профессия или призвание?». В ней приняли участие Елена Леонидовна Вартанова, декан факультета журналистики МГУ, член-корреспондент РАО, Владимир Геннадьевич Соловьев, председатель Союза журналистов России, и Анатолий Степанович Пую, директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ. Спикеры обсудили,  какую роль играет журналистика в современном мире, какими навыками необходимо обладать человеку в этой профессии и чем журналист отличается от блогера.

Во время лекции развернулась настоящая дискуссия с залом: многие слушатели желали поделиться своим мнением. Декан факультета журналистики взяла на себя роль модератора и не только напрямую общалась с гостями, но и переадресовывала и задавала вопросы другим спикерам.

«Кто такой журналист: голос народа, несущий правду, или свободный художник, который творит, удовлетворяя жажду творчества?» — размышляли выступающие вместе с залом. Когда речь зашла о призвании в журналистике, все выступающие согласились, что оно заключается в «социальном служении обществу». При этом журналист должен любить свое дело, жить им и реализовывать свой творческий потенциал. Председатель Союза журналистов России В. Г. Соловьев вывел идеальную формулу работы по призванию: «хобби с зарплатой».

Директор Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ А. С. Пую высказал мысль о том, что журналист обязан быть подготовленным к своему делу, и журналистикой не может заниматься каждый – необходимы определенные навыки. «Ведь когда что-то болит, ты идёшь к доктору», – рассуждает профессор. В каждой работе есть профессионалы, для любого дела нужна подготовка. И журналистское образование, считает Пую, сейчас востребовано: в вузах высокий конкурс на эту специальность.

Основные навыки для журналиста Елена Леонидовна Вартанова и Владимир Геннадьевич Соловьев сформулировали их так:

  1. «Учимся у лучших»: необходимо знание качественных текстов, написанных ранее, репортажей, снятых до нас. Надо изучать, как все сделано, и думать, как бы вы сами это сделали;
  2. Стальные нервы, крепкое здоровье и стрессоустойчивость;
  3. Умение правильно и грамотно фильтровать информацию. Нужно выбрать источники, которые считаешь достойными доверия, авторитетными, и опираться на них.

Анатолий Степанович Пую также добавил, что журналисту необходимо иметь хорошее гуманитарное образование и отлично владеть русским языком. Остальные качества можно развить в «коллаборации с коллегами».

Одна слушательница дискуссии, выпускница журфака МГУ, отметила, что журналисту также важно быть подкованным в правовом поле – ему нужна юридическая подготовка.

В ходе общения с залом у профессора Вартановой возник вопрос: как можно охарактеризовать деятельность блогера? Это призвание, профессия или развлечение? Часто в интернет-пространстве встречаются те, кто не обладает вышеперечисленными навыками, но при этом стремится заниматься журналистской деятельностью.

Профессор Пую считает, что журналистскую и блоггерскую деятельность можно совмещать, но необходимо помнить об ответственности. Одно дело – работа с обязательствами и конкретными задачами, а другое – нахождение в личном цифровом пространстве, где человек может поделиться своими мыслями, не претендуя на авторитетность.

«Блогеры не отвечают за свои слова, поэтому у них куда больше свободы», – считает председатель Союза журналистов России, но спешит добавить, что для профессионалов это трудностей не представляет. Ограничения у журналистов, безусловно, есть: это и законы страны, и Кодекс профессиональной этики журналиста, и этические нормы, которые могут принять некоторые редакции в индивидуальном порядке, – но сильно на работу это не влияет. Главное, чтобы у блогера, как и у журналиста, было чувство внутренней цензуры, которое бы не позволяло нарушать правила этики.

Текст: Александра Кугач.