Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Крах немецко-фашистской пропаганды в войне против СССР

03.02.2020

28 января завершился сезон открытого образовательного проекта факультета журналистики МГУ на ВДНХ, посвящённый журналистике и СМИ военного периода и году 75-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы, кандидат филологических наук Григорий Владимирович Прутцков рассказал о становлении нацистской пропаганды, её основных приёмах и причинах ее краха.

С приходом к власти нацисты задумались об оснащении своей партии пропагандистским аппаратом. 13 марта 1933 года было образовано министерство народного просвещения и пропаганды, возглавил которое соратник Адольфа Гитлера, партийный идеолог Йозеф Геббельс. Во многом благодаря Геббельсу система нацистской пропаганды достигла высокой эффективности в годы Третьего рейха и смогла оказать влияние практически на всю страну.

При Берлинском университете нацисты создали Институт газетоведения, который занимался вопросами теории пропаганды. Сотрудники Института под руководством профессора Эмиля Дофифата по заданию Геббельса разработали законы пропаганды:
  • закон умственного упрощения (максимально простая подача информации),
  • вдалбливающего повторения,
  • эмоционального нагнетания (например, «‎если мы не победим — нас всех убьют»‎),
  • субъективности (невозможность дискуссий, существование единственного мнения, исходящего от министерства),
  • ограничения материала (только официальные источники информации).
Геббельс ежедневно или два раза в день проводил инструктажи журналистов в форме пресс-конференций и брифингов. Регулярно встречался с журналистами министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп. То есть журналисты, как отмечает Григорий Владимирович, были постоянно при власти – им говорили, что писать и как писать. Более того, Геббельс выработал три принципа работы журналистов: врите наглее, чем чудовищнее ложь, тем быстрее в нее поверят; тысячекратно повторенная ложь становится правдой; чтобы самая чудовищная ложь выглядела правдоподобной, на три четверти самой чудовищной лжи добавьте четверть правды.

Пропаганда велась через традиционную прессу, в первую очередь через главную газету Третьего рейха Völkischer Beobachter и орган министерства народного просвещения и пропаганды газету Der Angriff. Основным же орудием нацистской пропаганды стало радиовещание. По инициативе Геббельса был создан дешевый Народный радиоприемник, ловивший только правительственные каналы пропаганды. Геббельс добился того, что такой приемник был практически у каждой семьи.

Пропагандистскому успеху нацистов способствовали и придуманные Геббельсом телетеатры, позволившие пропагандировать людей через небольшие группы в 20-30 человек.

Почему же нацистская пропаганда дошла до своего бесславного конца? По словам, Григория Владимировича, на это было несколько причин. «Нацисты не смогли создать стройной теоретической базы. Их теория в принципе не существовала как серьезное явление» — отметил лектор. Геббельс менял пропагандистские лозунги каждый год, тем самым подрывая доверие населения к официальной пропаганде. К тому же, нацистская пропаганда не скрывала своих целей: она открыто говорила об уничтожении неугодных партий, людей, народов. И эта «чудовищная искренность», по мнению Григория Владимировича, не могла существовать долгое время.

Фото: Георгий Никаноров.