Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Советские журналисты на Великой Отечественной войне

23.01.2020

14 января начался новый сезон открытого бразовательного проекта факультета журналистики МГУ на ВДНХ, посвящённый журналистике и СМИ военного периода и году 75-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Доктор филологических наук, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ О. Д. Минаева рассказала, как складывалась фронтовая биографии советских журналистов в Великую Отечественную войну и какие темы были в печати этого периода. 

Ольга Дмитриевна объяснила, почему военная журналистика для современного человека выглядит противоречивой, необъективной и предвзятой. Как выяснилось в ходе лекции, на это были свои причины.

Система советских СМИ подвергалась серьезной цензуре, требования которой были жёсткими. Цензура объясняется сложностью военной ситуации, неправильно выбранный пропагандистский посыл мог играть большую роль. СМИ хорошо управлялись и быстро меняли вектор своего контента, что и помогло в годы Великой Отечественной войны.

Ольга Дмитриевна отметила, что манипулирование информацией – типичная ситуация для воины (например, потери врага преувеличивались). В годы войны традиционное содержание прессы стало неактуальным и малозначимым. С июня советские газеты начали публиковать (а радио передавать) сводки Совинформбюро. По словам Ольги Дмитриевны, сводки первых недель войны не отражали событий, происходящих на фронте, потому что содержали прямые ошибки и неубедительные факты. Кроме того, они несколько отставали от того, как реально двигался фронт. 

«Это связано не столько с задачами пропаганды, сколько с тем, что не могли сразу наладить систему сбора информации с фронтов, журналисты не могли охватить все события, которые там происходили. К тому же в первые дни войны было не совсем понятно, что писать и как писать и как сообщать о наших поражениях», — сказала Ольга Дмитриевна.

Основным ресурсом пропаганды были именно журналисты и художники, рисовавшие плакаты и карикатуры. Порой газеты становились похожи на современные комиксы. Однако перед прессой, в первую очередь, ставилась задача поднимать боевой дух.

На фронт журналисты шли добровольцами или призывались как специалисты по пропаганде и воевали так же, как и солдаты. Они могли носить личное оружие, а так же имели специальные военные документы и форму, которая помогала проще передвигаться по фронту. В основном отправлялись опытные журналисты, такие как Константин Симонов и Василий Гроссман.

Так как система подготовки и отправки военных корреспондентов на фронт не была отлажена, многие из них не добирались до места боев. Всего в командировке на фронт погибло 225 журналистов. Среди них А. П. Гайдар, Е. П. Петров и Л. А. Карастоянова.

Перед журналистами, отправившимся освещать войну, стояло несколько задач:

  • объяснить цель и характер войны, ответить на вопрос, что мы защищаем и от кого мы защищаем;
  • поднять моральный дух бойцов, помочь им победить страх перед врагом, воспитать ненависть, необходимую для его уничтожения;
  • ярко и доступно описать примеры героизма солдат и офицеров;
  • осмыслить и отобразить в художественной форме чувства и мысли воюющего народа;
  • зафиксировать множество разрозненных фактов, записать рассказы непосредственных участников событий;
  • отразить свои впечатления как очевидцев событий.

Эти задачи, требования военной цензуры, а также творческий и жизненный опыт военного журналиста определяли содержание его публикаций. И. Г. Эренбург писал о немцах, А. Н. Толстой изображал Родину, а Б. Л. Горбатов, Б. Н. Полевой, В. С. Гроссман описывали подвиг солдата. Каждая из тем раскрывалась определенным образом: Родина показывалась как русская, советская, «малая», общая; враг — отвратительный, безжалостный, несправедливый; а подвиг — ежеминутный сознательный риск, страдание или порыв.

Радиовещание во многом заменяло бумажную прессу, так как большинство людей не могли по привычке читать газету утром. Информационные передачи стали занимать гораздо больше эфирного времени. В печатных СМИ все же превалировала беллетристика, поскольку журналистам сложно было раскрыть все темы в информационном ключе.

Текст: Ксения Трусова, Мария Уросова.

Фото: Георгий Никаноров.