«Литературные среды» журфака МГУ завершились лекцией об А. С. Пушкине
Руслан Александрович предложил взглянуть на творчество Пушкина свежим взглядом, отказавшись от автоматизированного восприятия. «Мы попробуем поговорить о нём и прочесть его стихотворения так, как мы бы прочли стихотворения нашего современника, как живой, актуальный текст», — сказал лектор. Для достижения поставленной цели Р. Поддубцев предложил использовать имманентный анализ: прочтение текста так, как он написан, без добавления собственных ассоциаций, проведения аналогий с творчеством современников автора и обращения к общественно-историческому контексту.
Руслан Александрович выделил три уровня анализа: идеи и образы, стилистика и фонетика. Текст читался по частям речи. Такой способ прочтения, по словам лектора, даёт возможность реконструировать художественный мир каждого конкретного стихотворения.
Вместе с гостями Руслан Александрович проанализировал философскую лирику Пушкина: стихотворения «Вакхическая песня», «Надеждой сладостной младенчески дыша…», «19 октября», «Зимняя дорога», «Поэт», «Воспоминание», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «Пора, мой друг, пора…», «Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «Когда за городом, задумчив, я брожу…». В каждом тексте Руслан Александрович определял ключевую строку, затем выделял отдельно все существительные, прилагательные и глаголы, группировал их по смыслу и искал противопоставления.
На стилистическом уровне лектор отмечал, какие слова подбирал поэт и как связывал их в предложениях, какие синтаксические приёмы использовал. Отдельное внимание уделялось сочетаниям звуков в стихах, ритму, размеру и типу рифмовки. Важно также было обращать внимание на пространство и время в каждом стихотворении. «Предпринимая такую работу, мы, возвращаясь после неё назад к тексту, получаем возможность прожить его и испытать очень сильные эмоции при чтении совершенно привычных стихов», — объяснил Р. Поддубцев.
В конце лекции Руслан Александрович объяснил разницу между оценкой стихотворения и его анализом, а также поделился своим видением того, что есть хорошая поэзия. По его мнению, хорошая поэзия — это тексты, с одной стороны, знакомые и встраивающиеся в какую-то традицию, а с другой — достаточно необычные по форме и содержанию.
Текст: Максим Барзенков.
Фото: Георгий Никаноров.