Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

«Литературные среды» журфака МГУ завершились лекцией об А. С. Пушкине

28.08.2019

21 августа прошла заключительная лекция цикла «Литературные среды» открытой образовательной программы факультета журналистики МГУ на ВДНХ. Преподаватель факультета журналистики, кандидат филологических наук Руслан Александрович Поддубцев рассказал о художественном мире лирики Александра Сергеевича Пушкина и проанализировал стихотворения классика.

Руслан Александрович предложил взглянуть на творчество Пушкина свежим взглядом, отказавшись от автоматизированного восприятия. «Мы попробуем поговорить о нём и прочесть его стихотворения так, как мы бы прочли стихотворения нашего современника, как живой, актуальный текст», — сказал лектор. Для достижения поставленной цели Р. Поддубцев предложил использовать имманентный анализ: прочтение текста так, как он написан, без добавления собственных ассоциаций, проведения аналогий с творчеством современников автора и обращения к общественно-историческому контексту.

Руслан Александрович выделил три уровня анализа: идеи и образы, стилистика и фонетика. Текст читался по частям речи. Такой способ прочтения, по словам лектора, даёт возможность реконструировать художественный мир каждого конкретного стихотворения.

Вместе с гостями Руслан Александрович проанализировал философскую лирику Пушкина: стихотворения «Вакхическая песня», «Надеждой сладостной младенчески дыша…», «19 октября», «Зимняя дорога», «Поэт», «Воспоминание», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «Пора, мой друг, пора…», «Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «Когда за городом, задумчив, я брожу…». В каждом тексте Руслан Александрович определял ключевую строку, затем выделял отдельно все существительные, прилагательные и глаголы, группировал их по смыслу и искал противопоставления.

На стилистическом уровне лектор отмечал, какие слова подбирал поэт и как связывал их в предложениях, какие синтаксические приёмы использовал. Отдельное внимание уделялось сочетаниям звуков в стихах, ритму, размеру и типу рифмовки. Важно также было обращать внимание на пространство и время в каждом стихотворении. «Предпринимая такую работу, мы, возвращаясь после неё назад к тексту, получаем возможность прожить его и испытать очень сильные эмоции при чтении совершенно привычных стихов», — объяснил Р. Поддубцев.   

В конце лекции Руслан Александрович объяснил разницу между оценкой стихотворения и его анализом, а также поделился своим видением того, что есть хорошая поэзия. По его мнению, хорошая поэзия — это тексты, с одной стороны, знакомые и встраивающиеся в какую-то традицию, а с другой — достаточно необычные по форме и содержанию.

Текст: Максим Барзенков.

Фото: Георгий Никаноров.