Амадей Гофман и театральное безумие на журфаке
Попыткой погрузиться в природу безумия творца можно считать уникальное иммерсивное шоу, поставленное Дмитрием Барченковым. По словам режиссера, выбранная для постановки повесть Гофмана «Эпизод из жизни трех друзей» обладает скрытым демоническим потенциалом. В работе над материалом труппа пыталась приблизиться к пониманию природы сил, под воздействием которых гений создает нечто новое.
Пространством эксперимента стал третий этаж корпуса на Моховой. Его полностью перекрыли, а зрителей запускали в аудиторию исключительно через заднюю дверь группами по двадцать человек.
Эксперимент начинался с момента входа зрителей в зал. Инсталляция оживала по мере того, как наполнялась аудитория. В полумраке и тишине зрители занимали свои места. Чем дальше от пространства действия расположился зритель, тем меньше его доля участия в постановке, чем ближе — тем больше он вовлечеё в эксперимент.
Коллектив Tabula Rasa выбрал смелую иммерсивную форму взаимодействия с аудиторией и предоставил зрителю свободу выбора. Таким образом, зритель стал полноправным участником театрального действа и своими решениями смог изменять пространство эксперимента, влиять на ход событий. Режиссер постановки Дмитрий Барченков в интервью радио «Моховая, 9» сравнил принцип принятия решений зрителем в «Гофман. Эпизод» с аналогичным в психологическом триллере «Чёрное зеркало: Бандерснэтч».
В эксперименте «Гофман. Эпизод» ощущаются референсы к театральным работам Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова. Постановка позволяет взглянуть на жизнь и творчество немецкого романтика под углом современного театра. К большому удивлению публики, текст Гофмана оказался удивительно созвучен эстетике андеграундного и иммерсивного театра.
Эксперимент удался.
Фото: Георгий Никаноров.