«Горе» от ума
07.03.2019
28 февраля, в последний день зимы, в стенах аудитории 233 режиссер театральной студии Tabula Rasa Руслан Поддубцев представил свою версию комедии «Горе от ума», которая превратилась в трагедию «Горе».
Чацкий (Егор Нараевский) возвращается в Москву и попадает в круг столь знакомых, но в то же время чужих людей. Эта история известна всем, но в спектакле главный герой остается на сцене один. «Фамусовское общество» появляется лишь в его воспоминаниях, которые воплощены в видеоряде, спроектированном на стены аудитории. Весь спектакль – это монолог Чацкого, история его безумия.
В «Горе» все условно: Чацкий появляется в модных очках, современном костюме и со стаканчиком кофе в руке. По задумке режиссера на герое ставят психологический эксперимент. Кто «мучает» Чацкого? Не сам ли он воспоминаниями доводит себя до отчаяния?
Реплики Фамусова, Скалозуба, Софьи, Молчалина напоминают нам о фабуле грибоедовской пьесы, но в «Горе» фабула не самое главное. В центре – трагедия обычного человека, осознающего, что вся его жизнь похожа на иллюзию, что все, чем он жил, превращается в прах, как и он сам. Трагедийность ситуации усиливается благодаря контрасту, на котором построен весь спектакль. Живая игра на сцене перемежается видеодиалогами на стенах. Грациозно кружащиеся в вальсе пары время от времени скрываются за тенью Чацкого, танцующего, как марионетка.
В спектакле соединяются игра и жизнь, любовь и страдание, счастье и горе. Чацкий пытается выбраться из замкнутого круга мучительных мыслей, но сделать этого не может. Финальная фраза: «Карету мне, карету!» − произносится Чацким невнятно, почти незаметно, ведь смысла говорить громко нет: никто не услышит, потому что всем безразлична судьба героя.
Вспоминая слова критика, заявившего, что «один в поле воин, если он Чацкий», хочется заметить, что в «Горе» нет ни поля, ни воина, да и Чацкого, каким мы его привыкли видеть, тоже нет. Чацкий в «Горе» − это не яростный обличитель лжи, противник чинопочитания и любви к мундиру. Это обычный человек, запутавшийся, одинокий, не понятый другими и не понявший самого себя. Человек, в котором, к сожалению, каждый может узнать себя.
Текст: Игорь Сергеев.
Фото: Мария Семёнова, Павел Зеленков.
Чацкий (Егор Нараевский) возвращается в Москву и попадает в круг столь знакомых, но в то же время чужих людей. Эта история известна всем, но в спектакле главный герой остается на сцене один. «Фамусовское общество» появляется лишь в его воспоминаниях, которые воплощены в видеоряде, спроектированном на стены аудитории. Весь спектакль – это монолог Чацкого, история его безумия.
В «Горе» все условно: Чацкий появляется в модных очках, современном костюме и со стаканчиком кофе в руке. По задумке режиссера на герое ставят психологический эксперимент. Кто «мучает» Чацкого? Не сам ли он воспоминаниями доводит себя до отчаяния?
Реплики Фамусова, Скалозуба, Софьи, Молчалина напоминают нам о фабуле грибоедовской пьесы, но в «Горе» фабула не самое главное. В центре – трагедия обычного человека, осознающего, что вся его жизнь похожа на иллюзию, что все, чем он жил, превращается в прах, как и он сам. Трагедийность ситуации усиливается благодаря контрасту, на котором построен весь спектакль. Живая игра на сцене перемежается видеодиалогами на стенах. Грациозно кружащиеся в вальсе пары время от времени скрываются за тенью Чацкого, танцующего, как марионетка.
В спектакле соединяются игра и жизнь, любовь и страдание, счастье и горе. Чацкий пытается выбраться из замкнутого круга мучительных мыслей, но сделать этого не может. Финальная фраза: «Карету мне, карету!» − произносится Чацким невнятно, почти незаметно, ведь смысла говорить громко нет: никто не услышит, потому что всем безразлична судьба героя.
Вспоминая слова критика, заявившего, что «один в поле воин, если он Чацкий», хочется заметить, что в «Горе» нет ни поля, ни воина, да и Чацкого, каким мы его привыкли видеть, тоже нет. Чацкий в «Горе» − это не яростный обличитель лжи, противник чинопочитания и любви к мундиру. Это обычный человек, запутавшийся, одинокий, не понятый другими и не понявший самого себя. Человек, в котором, к сожалению, каждый может узнать себя.
Текст: Игорь Сергеев.
Фото: Мария Семёнова, Павел Зеленков.