Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A

Теоретики и практики журналистики обсудили состояние медиаиндустрии и профессиональное творчество

08.02.2019

6–8 февраля на факультете журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова проходит международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия».

Уже по традиции, 6 февраля состоялось заседание учебно-методического совета ФУМО по направлению подготовки «Журналистика» во главе с председателем объединения Еленой Леонидовной Вартановой. В ходе заседания обсуждали изменения стандартов учебной программы, а также перспективы международного сотрудничества в подготовке будущих журналистов. С докладами выступили представитель Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Артемий Игоревич Рожков, проректор МГУ имени М. В. Ломоносова Константин Валерьевич Миньяр-Белоручев, а также доцент факультета журналистики МГУ Мария Михайловна Лукина.

Конференция продолжилась 7 февраля пленарным заседанием, в рамках которого взглядами на развитие отрасли и состояние медиаиндустрии обменялись представители Роскомнадзора, крупных медиакомпаний и коммуникационных агентств, руководители СМИ и члены академического сообщества.

Участников заседания поприветствовала декан факультета журналистики МГУ профессор Е. Л. Вартанова. Она подчеркнула важность связи университетов с работодателями и потребность в гармонизации образовательных программ с профессиональными запросами рынка. Декан также поблагодарила представителей индустрии за интерес к научно-практическим конференциям, в которых постоянно принимают участие медиаменеджеры и журналисты.

Заместитель Начальника Управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора А. Ю. Ижко рассказал о тактике противодействия фейковым новостям в России и мире и ответил на вопросы аудитории о законопроекте о фейковых новостях, принятом Государственной думой в первом чтении в конце января 2019 года. По его словам, у журналистов становится всё меньше источников проверенной информации, вследствие чего и тиражируются, в первую очередь в Интернете, неправдивые истории.

О необходимости повышения уровня медиаграмотности общества говорил заместитель генерального директора – главный редактор ТАСС, выпускник факультета журналистики М. Г. Филимонов. В своей речи он также затронул тему современных бизнес-моделей средств массовой информации. Спикер высказал предположение, что на медиарынке будет расти доля корпоративных СМИ, а, следовательно, спрос на квалифицированные кадры также увеличится.

Главный редактор – генеральный директор АО ИД «Комсомольская правда» В. Н. Сунгоркин – поделился мыслями о том, как нужно готовить профессионалов. «Вы должны научить студентов четырём ремёслам: фотографировать, складывать слова в предложения, вести соцсети и делать радиорепортажи», – дал он совет преподавателям кафедр и факультетов журналистики вузов России.

С финальным докладом о современном рекламном рынке выступил С. Л. Пискарев, президент Ассоциации коммуникационных агентств России. Завершая обзор трендов, он отметил, что рекламодателям нужны в первую очередь те потребители, которые смотрят профессиональный контент.

Дискуссии об особенностях функционирования медиарынка и современных вызовах профессии продолжились в рамках работы секций и круглых столов.

Одна из первых секций конференции была посвящена динамике бизнес-моделей медиа в цифровой среде. Участники представили результаты исследований, анализирующих развитие бизнес-моделей в условиях цифровизации с разных точек зрения: Игорь Анисимов рассмотрел краудфандинг в качестве финансовой опоры для новых проектов в фотожурналистике; Е. Л. Вартанова и Д. М. Вьюгина предложили систематизацию ключевых бизнес-стратегий российских медиакомпаний; о зарубежном опыте рассказала В. А. Простякова, представив новые решения цифровых медиа Норвегии; Н. В. Хлебникова сравнила модель кооперации, то есть объединения различных медиа, с привычной конкурентной моделью. Также с дополнительным докладом выступила Е. А. Меркушина из Тамбовского университета, она рассказала о влиянии учредителя СМИ на работу и политику региональных изданий.

Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ проводила секцию под названием «Преподавание журналистики как профессия». Эта тема неизменно вызывает повышенный интерес участников конференции, поскольку она связана с повседневной работой почти каждого из них. В этом году в центре внимания оказались вопросы квалификации преподавателя и способов его профессиональной подготовки. Как отмечали выступающие, для этой области всё ещё характерны бессистемность, расчёт на личные способности работника, слабый обмен опытом между университетами, а также отсутствие научно-теоретического обоснования педагогики журналистики. Актуальной проблемой являются адекватная общественная и административная оценка и стимулирование педагогического труда.

Секция «Зарубежные массмедиа: проблемы, вызовы, перспективы» под руководством президента факультета журналистики МГУ Я. Н. Засурского вызвала большой интерес среди участников – её посетили около 50 человек. Наиболее обсуждаемыми темами стали американские медиа в условиях идеологического транзита (доклад А. Ю. Быкова), особенности медийного образа чемпионата мира по футболу 2018 года в Италии (Н. В. Урина) и особенности современных латвийских СМИ (Д. С. Живихина).

Круглый стол «Информационная безопасность в цифровой среде» заинтересовал как исследователей медиа, так и представителей индустрии. Участники обсудили актуальные информационные угрозы, с которыми сталкиваются современные СМИ. Представители медиакомпаний рассказали о проблемах фальшивых данных и фейковых новостей, эксперт по кибербезопасности поделился примерами кибератак на цифровые медиа. Преподаватели факультета журналистики представили промежуточные результаты исследования гуманитарного аспекта информационной безопасности.

В работе круглого стола «Местные СМИ: ресурсы развития» приняли участие журналисты-практики из Московской, Тверской, Омской областей, Пермского и Алтайского края и других регионов России. Обсуждали ситуацию с развитием местных СМИ, проблемы и ресурсы развития локальных медиа. Особый интерес вызвали сообщения секретаря Союза Журналистов России В. Л. Касютина, М. Г. Вяткина (журнал «Журналистика и медиарынок»), главного редактора газеты «Змеиногорский вестник» Л. В. Кейбол, главного редактора газеты «Заря» (Омская область) В. И. Мороз и секретаря Пермского СЖ Т. А. Черепановой.

Участники круглого стола «Экономический рост медиаиндустрии на фоне стагнации в экономике: ключевые факторы» обсуждали вопросы влияния макроэкономических факторов и динамики потребительских рынков на доходы медиаиндустрии, основные факторы роста в условиях падающего потребительского спроса, а также наиболее перспективные сегменты медиарынка. О том, какой контент привлекает сегодня пользователей, рассказали представитель «Газпром-Медиа» А. Филия и генеральный директор ИД «Аргументы и Факты» Р. Новиков.

На заседании секции «Репрезентация реальности в телерадиоэфире-2018: темы, проблемы, формы» отмечалась преемственность аудиовизуальной репрезентации реальности в истории нашей страны. Участники секции обсуждали историю становления российской экранной периодики (Л. Ю. Малькова), особенности функционирования радиовещания Крыма (Д. В. Жуков), трансформацию контент-стратегий современного телевидения и радио в цифровой среде (Г. Г. Щепилова, О. В. Тихонова, Л. А. Круглова, Е. А. Болотова). Особое внимание уделили понятию «формат» и трансформации телевизионных форматов под влиянием сетевого аудиовизуального медиаконтента (С. Н. Ильченко, А. М. Шестерина).

В рамках работы секции «Профессиональное журналистское творчество: современные формы и методы» участники конференции обсудили широкий круг тем – от перспектив изучения медийной поэтики до работы медийных критиков в интернете. Особый интерес вызвали вопросы, связанные с работой журналистов в регионах: особенности функционирования региональных медиасистем, трансформация профессиональных компетенций журналистов в провинции, взаимодействие федеральных СМИ со своими корреспондентами на местах.

В работе секции «Литературный процесс и журналистика в России XVIII – начала ХХ вв.» приняли участие более 30 человек из Москвы, С.-Петербурга, Великого Новгорода, Омска, Томска, Ставрополя, Челябинска, Воронежа, Иваново, Ростова-на-Дону, Варшавы. От издания Екатерины II «Всякая всячина» до печати периода реформ Александра II – таким был временной диапазон докладов по истории журналистики. Среди наиболее интересных тем, прозвучавших на секции, следует выделить «Польскую литературу эпохи романтизма в русских журналах XIX в.» (М. Домбровская), мир салона и его роль в биографии Ф. И. Тютчева (Г. В. Жирков), забытые карикатуры на М. Горького (Е. С. Сонина), эволюцию М. Волошина в его взглядах на феномен большевизма (Е. И. Орлова).

На секции «Современная медиастилистика» обсуждались различные аспекты развития языка и стиля в цифровую эпоху. Наибольший интерес вызвали доклады известных ученых, представителей ведущих вузов страны. Профессора Санкт-Петербургского университета В. И. Коньков и Е. В. Быкова свои выступления посвятили коммуникативной среде СМИ и рекламы. В своем докладе профессор МГУ Т. Г. Добросклонская описала информационно-вещательный стиль. Живые дискуссии развернулись вкруг наблюдний профессора Ленинградского университета С. В. Ивановой о трансформациях новостей, г научных сообщений о моделях понимания и о стоп-словах в рекламе, сделанных профессорами Е. Г. Борисовой (Москва) и Л. В. Уховой (Ярославль).

В работе секции «Медиапсихология и проблемы современной журналистики» приняли участие специалисты разного профиля: журналисты, исследователи журналистики, детские и когнитивные психологи, медиапсихологи. В фокусе внимания оказались проблемы, связанные с нелинейными процессами массовой коммуникации и их постоянным усложнением, что ставит на повестку дня вопросы об адекватных моделях их описания и психологической безопасности разрабатываемых технологий наблюдения и контроля. В этой связи активную дискуссию вызвали доклады Н. А. Померанцевой «Медиашаманизм как замена теории пропаганды» и Н. В. Чудовой и Ю. М. Кузнецовой «Инструментарий для исследовательской работы журналистов на основе когнитивного анализа текстов». Также рассматривались проблемы незапланированных эффектов массовой коммуникации в современном обществе.

В ходе заседания секции «Перспективные подходы к обучению журналистов» были представлены доклады о медиаинкубаторах, летней практике в студенческих СМИ, опыте создания редакции под проект и интеграции в международную систему (на примере «Еврофактчека»), актуальных учебных экспериментах, а также о журналистском образовании в Иркутском государственном университете. Особое внимание было уделено развитию практических журналистских компетенций у студентов и встраиванию актуальных инновационных медиапрактик в образовательный процесс.

Большой интерес среди участников вызвала секция «Медиапобтребление "цифровой молодежи" в России: к разработке теоретических рамок медиаисследования». Прозвучали доклады, посвящённые математическому подходу к анализу медиапотребления постмиллениалов, теоретическому осмыслению медиапотербления подростков, их взаимодействию с Интернетом и социальными сетями, поведенческой экономике как концептуальному фрейму для исследования медиапрактик современных подростков. Подвела итог секции профессор факультета психологии МГУ Г. В. Солдатова.

В рамках секции «Ответственность журналиста в современной России: декларации и реальность» участники обсудили вопросы личной ответственности журналиста перед обществом, профессиональные стандарты журналистики, юридический аспект использования общедоступной информации в СМИ, некорректный опыт освещения в СМИ самоубийств и другие актуальные темы.

Заключительный день конференции открылся пленарным заседанием, в котором приняли участие декан факультета журналистики Е. Л. Вартанова, доцент О. В. Смирнова, доцент О. Р. Лащук и профессор Н. А. Богомолов. В ходе дискуссии гости конференции обсудили перспективы исследования отечественных медиа, историю журналистики предреволюционной России, а также облик среднестатистического российского журналиста. Завершилось пленарное заседание презентацией новых книг исследователей и исследовательских коллективов факультета журналистики МГУ по журналистике и массовым коммуникациям.

В последний день конференции также состоялось заседание нескольких секций и круглых столов.

Кафедра литературно-художественной критики и публицистики провела секцию «Диалог, спор, дискуссия в литературно-художественной критике: традиционное и новое», в которой приняли участие около двадцати исследователей из Москвы, Ярославля, Иванова, которые представляли высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, редакции литературных журналов. В работу секции была включена также отдельная подсекция под руководством профессора Н. А. Богомолова «Русские газеты на переломе эпох (1914–1918)» (участники исследовательского проекта – Н. А. Богомолов, Е. В. Новикова, Р. А. Поддубцев, А. Ю. Сергеева-Клятис, М. Ю. Эдельштейн). В первой части заседания секции обсуждались темы, связанные с литературно-художественной критикой XIX-XX вв. Вторая часть была посвящена современному состоянию литературной критики.

На секции «Связи с общественностью и реклама в медиатизированном обществе» присутствовали исследователи и представители академической среды и практикующие специалисты. Выступления основных докладчиков касались разных аспектов связей с общественностью и рекламы: соперничества рекламы и фейковых новостей, проблем контент-маркетинга, влияния индустрии развлечений на связи с общественностью, актуальных вопросов цифровых стратегических коммуникаций. Все доклады так или иначе затрагивали проблемы сетевых коммуникаций и вызвали активное обсуждение.

В работе круглого стола «Информационная радиожурналистика в 2018 г.: проблемы и перспективы» приняли участие Генеральный директор медиахолдинга «Румедиа» М. Л. Бергер, шеф-редактор вечерней новостной бригады радиостанции «Коммерсантъ FM» Я. И. Лубнина, радио- и тележурналист, сценарист и режиссёр документального кино А. Е. Ермилов. Гости обсудили контент-стратегии информационных радиостанций и их роль в медийном пространстве, трансформацию жанровой системы современного радиовещания, изменения комплекса компетенций радиожурналистов, критерии отбора новостей и верстки информационных выпусков, проблему фактчекинга, перспективы цифровизации, вопросы организации работы информационной радиостанции в условиях чрезвычайной ситуации.

Ведущими темами дискуссии на круглом столе «Медиасфера как фактор художественной культуры» стали формы и пути взаимодействия поля современных медиа и произведений художественной культуры. В докладе М. Л. Князевой прозвучала мысль о процессе диффузии жанров из сферы культуры в пространство СМИ. В докладе Н. И. Башкатовой было сделано исследование пространства детективной литературы с точки зрения репрезентации в этих текстах образов СМИ и журналистов. Выступление М. Е. Новосёловой было посвящено взаимодействию медиа и документальных жанров современной культуры.

Традиционная секция, посвящённая связям между журналистикой и гендерной проблематикой, в этом году получила новое название – «Гендерный подход в исследованиях СМИ и журналистики». Аудитория с большим вниманием отнеслась к занимательному выступлению Г. В. Прутцкова и И. Ю. Говрякова на тему «Истоки каталонского феминизма: взгляд прессы сто лет спустя» и Н. И. Ажгихиной – «Стратегии профессиональных организаций журналистов Европы в защиту гендерного равенства». Доклад Е. А. Соколовой «Особенности гендерной стереотипизации в веб-комиксах» также вызвал дискуссию.

В работе секции «Новые медиа и теория коммуникации: актуальные исследования» докладчики затронули самые разные аспекты функционирования новых медиа на современном этапе (фейковизация новостей, феномен метамедиа, политическая коммуникация в социальных сетях) и актуальные вопросы теории коммуникации (теория повестки дня, эхо-камеры, культурное наследие и борьба с интернет-пиратством).

Круглый стол «Электронная наука: трансформация научной коммуникации под влиянием новых медиа» прошёл в горячих дискуссиях. Основные доклады «От частицы к волне: как мерцающие сообщества получили власть в информационном обществе» (И. Засурский, П. Комаревцев) и «Трансформация системы научной коммуникации под влиянием открытого доступа» (Н. Трищенко) инициировали обсуждение медиаисследований в России и за рубежом и состояния культуры в современном обществе.

Также в заключительный день конференции прошло заседание секций «Медиаобразовательные практики в современной России: объектно-объектные подходы», «Этническое медиапространство: условия и факторы оптимизации», «Медиасистемы стран СНГ», «Отечественная теория медиа: пути формирования целостной структуры», «Актуальные тенденции развития визуальной коммуникации», «Диалог, спор, дискуссия в литературно-художественной критике: традиционное и новое», «Диффузия редакторских компетенций в медиа», «Пресса России в годы Гражданской войны», «Журналистика как объект академических исследований: медиареальность как фактор интеллектуализации общества».

Всего в конференции приняли участие около 420 человек — представителей порядка 100 российских и зарубежных вузов. Из них участников из Московского университета — 160 человек. 

Международная научно-практическая конференция проходит ежегодно в феврале и объединяет на одной площадке работу более 400 участников: законодателей, журналистов, медиаменеджеров, преподавателей вузов всей страны. Участники традиционно подводят итоги прошедшего года, обсуждают обозначившиеся тренды и делают прогнозы на будущее профессии и индустрии. Конференция организована факультетом журналистики МГУ при участии Союза журналистов России, Национальной ассоциации массмедиа исследователей (НАММИ) и Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ.

Фото: Виктория Назаренко, Георгий Никаноров, Вадим Сухоруков.