Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A

Как новые медиа меняют журналистику

04.02.2019

30 января завершился второй сезон зимнего курса лекций журфака МГУ на ВДНХ. Доцент, кандидат филологических наук Диана Кульчицкая рассказала о новых медиа и происходящих под их воздействием трансформациях в журналистике на основе линейной модели коммуникации Гарольда Лассуэлла: Кто? Что? По какому каналу? Кому? И с каким эффектом?
  • Коммуникатор. Модель коммуникации в цифровой среде стала сетевой: многие рассказывают многим.
  • Содержание. Мономедийный контент (например, только текст или только аудио) стал мультимедийным и гипертекстуальным.
  • Канал. Новый канал «Интернет» позволяет интегрировать в себе все типы контента и создавать мультимедийные продукты.
  • Аудитория. Пользователи называются просьюмерами: они сами создают контент и одновременно потребляют контент СМИ, блогеров и других пользователей. Активность аудитории в производстве контента привела к появлению феномена «пользовательского контента» (UGC), который часто используют сами СМИ при освещении событий.
  • Медиаэффекты. Сегодня изменения более выраженные, они намного глубже входят в социальные практики и могут быть мгновенными.
К общим результатам взаимодействия журналистики с новыми медиа Диана Кульчицкая отнесла такие тренды, как депрофессионализация коммуникации, мгновенная скорость передачи информации, конкуренция с немедийными ресурсами и борьба за внимание аудитории. Как отдельную тенденцию лектор выделила конвергенцию. Диана Юрьевна отметила, что благодаря этому процессу в СМИ появляются новые форматы и жанры, например, мультимедийная история и мультимедийный лонгрид.

Особое внимание Диана Кульчицкая уделила вопросу взаимодействия журналистки с социальными сетями. Проведенный ею опрос показал, что социальные сети активно используются журналистами в работе: выступают как платформа для распространения контента и служат инструментом поиска и иногда даже проверки информации. Вместе с тем Диана Юрьевна отметила проявление враждебности у некоторых журналистов по отношению к социальным сетям и конкретно к блогерам.

«Он [журналист] не должен воспринимать блогеров или других представителей коммуникационной среды как неких конкурентов или врагов. Мне кажется, что современный журналист должен взаимодействовать с этими представителями коммуникационной среды», – подчеркнула Диана Кульчицкая.

Текст: Ксения Трусова.
Фото: Георгий Никаноров, Светлана Гребенчук.