Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A

Встреча с писателем и сценаристом Алексеем Ивановым

23.11.2018

Писатель и сценарист Алексей Иванов («Географ глобус пропил», «Золото бунта», «Сердце пармы», «Ненастье», «Тобол») встретился со студентами журфака и в течение двух часов отвечал на вопросы.

Беседа получилась динамичная и насыщенная — обсудили свободу в творчестве и журналистике, баланс вдохновения и работоспособности. Алексей Иванов рассказал, как собирать фактуру для текстов и точно подбирать детали, как достоверно описывать эпоху и при этом выстраивать динамичный сюжет, как делать героев живыми, а события реальными.

Писатель подробно ответил на вопрос об этапах работы над текстом (идея — сюжет — фактура — словарь для каждого героя — работа по эпизодам), сформулировал правила хорошей экранизации, поделился своим (довольно скептическим) восприятием современной литературы и представил новый роман «Пищеблок»:

«Я описывал уже ушедший мир светского детства: пионерский фольклор, шутки, прибаутки, речевки, подначки, фразочки, считалки, страшные истории. Это детские ценности, приметы, ритуалы, детский способ освоения мира…Огромный мир советского детства, очень яркий, выразительный и смешной, который я описываю без всякого стёба.

Действие "Пищеблока" происходит жарким летом 1980 года в детском лагере на берегу Волги. Пионерская смена совпадает с днями Олимпиады, но лагерь живет своей жизнью: речной трамвайчик привозит бидоны с молоком, пионеры дружат, ссорятся, играют в футбол, молодые вожатые влюбляются друг в друга – словом, все как было в пионерском лагере в советское время. Но внезапно один из героев замечает, что некоторые ребятишки из озорников и оболтусов вдруг превращаются в очень правильных пионеров. Мои герои начинают выяснять, в чем тут дело, и оказывается, что в пионерском лагере окопались вампиры. Изображать из себя живых людей они не могут, потому что обычная жизнь нелогичная, эмоциональная, порой даже бестолковая, а сами они не умеют ничего придумывать. То есть вампиру в обычной жизни себя за человека не выдать.

Вампиры следуют тем шаблонам, которые есть в обществе и провозглашены официально - и становятся внешне идеальными пионерами и комсомольцами. Но на самом деле роман «Пищеблок», конечно, не о вампирах: это роман об идеологии. Тот принцип построения вампирского общества, который я описываю в романе, свойственен любой идеологии. Если заменить слово «вампиризм» на слово «идеология», все сразу станет ясно».

Фото: Георгий Никаноров.