Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A

Наука на журфаке. «Медиасистемы стран БРИКС: исторический генезис, особенности функционирования»

13.11.2018

БРИКС-3.jpgМонография Е. Л. Вартановой, Н. В. Ткачевой, Г. С. Филаткиной и Т. В. Эль-Бакри «Медиасистемы стран БРИКС: исторический генезис, особенности функционирования» изучает вопросы классификации и исторические этапы развития медиасистем международного объединения пяти государств, различные сегменты медиасистем с точки зрения экономического, структурного и технологического развития в контексте общемировых тенденций, а также национальные особенности медиа Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР.

  • «Опыт медиасистем стран БРИКС демонстрирует важность таких альтернативных для англосаксонских медиаисследований концепций, как национальная модель СМИ, социально-политические и цифровые медиатрансформации, журналистика в условиях медиакультурализма и этнического разнообразия, медиаглобализация».
    Е. Л. Вартанова. Состояние и перспективы исследования медиасистем.

  • В Бразилии СМИ традиционно имеют большое влияние: в 2016 году доверие к прессе составило 54%. Вместе с этим, велика концентрация рынка, которая началась в XIX веке и усилилась в следующем столетии. В настоящее время бразильские медиа развиваются в русле технологизации и цифровизации. Сложившуюся монополию телевидения подрывает Интернет, что в том числе может привести к трансформации традиционного жанра теленовелл.
    Г. С. Филаткина. Бразильские медиа в условиях политических и экономических вызовов.

  • «Своеобразие российской медиасистемы связано не только с особым историческим путем российского общества, его культурой, но и с географическим и политическим положением страны». Ядром российского медиарынка являются телевизионные вещательные компании, однако с конца 2010-х годов все более очевидным становится переход медиасистемы к новому этапу трансформации благодаря распространению цифровых и интерактивных медиа, растущему влиянию социальных сетей на молодых россиян и диверсификации онлайн-контента.
    Е. Л. Вартанова. Российские медиа: от социально-политической к цифровой трансформации.

  • Для индийских медиа характерны либеральные традиции и доминирование телевидения, которое воспринимается как инструмент национального строительства. Ощутима проблема нехватки кинотеатров стране при самом большом числе фильмов, производимых киноиндустрией, в мире. «Среди стран БРИКС у Индии самый низкий показатель число кинотеатров на миллион человек населения. В 2015 г. в Индии насчитывалось всего 6 экранов на миллион жителей, в то время как в ЮАР – 15, в Бразилии – 14. Самые высокие показатели насыщения кинотеатрами среди стран БРИКС у России – 28 экранов и Китая – 23 экрана».
    Н. В. Ткачева, Т. В. Эль-Бакри. Индийские медиа на орбитах мультикультурализма и либерализации.

  • «Китай лидирует на мировом рынке прессы по показателям совокупного тиража платных и бесплатных ежедневных газет (120,0 млн экз. в 2013 г.) и вместе с Индией занимает все большее место в глобальном тираже – доля этих двух стран в мировом ежедневном тираже прессы увеличилось до 62% в 2015 г. Такой высокий показатель объясняется не только ростом тиражей в этих странах, но и падением тиражей печатных медиа во многих других странах».
    Н. В. Ткачева. Китайский путь в пространстве глобальных медиа.

  • Южноафриканский медиаландшафт сложился в исключительных социально-исторических условиях колонизации, что определило нацеленность медиа на выходцев из Европы. «В отличие от европейского и североамериканского рынков печати рекламные доходы южноафриканских газет продолжают увеличиваться. Этот фактор вызван урбанизацией, ростом образовательного уровня и доходов населения».
    Н. В. Ткачева, Т. В. Эль-Бакри. Медиа ЮАР на фоне социально-политической трансформации.
Подробнее о тенденциях развития медиасистем каждой страны БРИКС – в монографии «Медиасистемы стран БРИКС: исторический генезис, особенности функционирования».