Ушла из жизни Марина Ивановна Алексеева
08.11.2018
6 ноября 2018 г. ушла из жизни Марина Ивановна Алексеева, доцент кафедры теории и методики редактирования, заслуженный преподаватель Московского университета, руководитель Центра детской и юношеской журналистики, литературы и чтения, многоопытный исследователь и педагог факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.
От нас ушёл человек-эпоха, человек-легенда, человек-планета, чья жизнь может быть примером беззаветного служения и преданности профессии. Более полувека творческой биографии Марина Ивановна посвятила нашему факультету. Её невероятная энергия, ясный ум, оптимизм и удивительное чувство юмора – образец того, что сама жизнь, при всём её трагизме, всегда оставляет возможность верить в человека, его высокую миссию на земле. А жизнь Марины Ивановны была связана почти с каждой страницей истории факультета журналистики. Вместе с Я. Н. Засурским Марина Ивановна, замдекана факультета в 70-е годы, разрабатывала систему журналистского образования, затем долгие годы возглавляла кафедру редакционно-издательского дела и всегда заботилась о нравственном воспитании подрастающего поколения. В процессе создания альманаха «Татьянин день» Марина Ивановна много писала о прошлом для настоящих и будущих поколений, старалась привлечь внимание к незаслуженно забытым именам соотечественников, к созидательной подвижнической деятельности бывших профессоров университета. Всегда поражал её неугасающий исследовательский интерес ко всему новому или малоизученному в истории Московского университета. Она прежде всего хотела, чтобы мы помнили о людях, которые создают время, питают атмосферу нравственности и духовности нашей alma mater.
Марину Ивановну всегда интересовала студенческая жизнь во всех её проявлениях, традиции и обычаи студенческого братства. Она неустанно заботилась о развитии речевой культуры студентов и их журналистском мышлении. За многолетний благородно-бескорыстный труд во имя авторитета книги коллеги заслуженно присвоили Марине Ивановне почётный титул – «Книгиня».
Редактор с большой буквы, большой знаток детской литературы и детской души, человек с активной жизненной позицией, она до последнего служила любимому делу. У Марины Ивановны, как всегда, было громадье планов и проектов: она занималась подготовкой сборника научных статей по детской проблематике, очередным выпуском факультетского альманаха «Татьянин день», журналом «Домовенок Троша» для маленьких детдомовцев, много сил отдавала благотворительным проектам, до последней минуты дыхания несла это благо в наш мир.
Все, кого жизнь соединяла с Мариной Ивановной, единодушно благодарны ей за безграничную доброту, отзывчивость и личное участие в биографии каждого. Студенты удивлялись, как гармонично Марина Ивановна умеет сочетать роли педагога, наставника и самого небезразличного друга, добиваться своего, оставаясь при этом неизменно доброжелательной и терпеливой, любить своё дело так, что её любовью невозможно не заразиться.
Мы верим, что живительное тепло Марины Ивановны ещё долго не угаснет и будет согревать нас и поддерживать в трудные времена, ведь Марина Ивановна достойно вписала летопись «собственного времени» в историю факультета и Университета.
Спасибо вам, Марина Ивановна, за дело, которому вы себя посвятили!
Светлая память, дорогой наш учитель, друг и коллега!
Последнее интервью Марины Ивановны. Она дала его на прошлой неделе студентке 102-й группы факультета журналистики Кристине Седневой.
Я всегда сотрудничала с газетой в школе. Литературу мы изучали под руководством Лидии Марковны Шапкиной, выпускницы Института благородных девиц, которая помогала детям репрессированных родителей.
Больше, чем журналистику, я люблю литературное редактирование. Оно было интересно мне с самого начала. Для меня это всё равно, что игра в шахматы: продумать правильный ход, осуществить его и получить результат. Так и с текстом.
Недавно мальчик восьми лет задал мне два вопроса: «Война будет?» и «Америка плохая или хорошая?». Возможно, он услышал это из новостей или из разговора родителей, ведь информационное пространство у нас взаимопроникающее. Нужно говорить на языке ребенка, чтобы он понял суть вопроса. Он должен выработать в себе ориентиры, критичное отношение к тому, что видит и слышит. В этом могут помочь СМИ, однако сейчас детская журналистика этого не делает.
Но что меня действительно порадовало, так это отношение моих внучек к присуждению мне премии. Они искренне радовались тому, что их бабушка получила такую награду.
6 ноября 2018 г. ушла из жизни Марина Ивановна Алексеева, доцент кафедры теории и методики редактирования, заслуженный преподаватель Московского университета, руководитель Центра детской и юношеской журналистики, литературы и чтения, многоопытный исследователь и педагог факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.
От нас ушёл человек-эпоха, человек-легенда, человек-планета, чья жизнь может быть примером беззаветного служения и преданности профессии. Более полувека творческой биографии Марина Ивановна посвятила нашему факультету. Её невероятная энергия, ясный ум, оптимизм и удивительное чувство юмора – образец того, что сама жизнь, при всём её трагизме, всегда оставляет возможность верить в человека, его высокую миссию на земле. А жизнь Марины Ивановны была связана почти с каждой страницей истории факультета журналистики. Вместе с Я. Н. Засурским Марина Ивановна, замдекана факультета в 70-е годы, разрабатывала систему журналистского образования, затем долгие годы возглавляла кафедру редакционно-издательского дела и всегда заботилась о нравственном воспитании подрастающего поколения. В процессе создания альманаха «Татьянин день» Марина Ивановна много писала о прошлом для настоящих и будущих поколений, старалась привлечь внимание к незаслуженно забытым именам соотечественников, к созидательной подвижнической деятельности бывших профессоров университета. Всегда поражал её неугасающий исследовательский интерес ко всему новому или малоизученному в истории Московского университета. Она прежде всего хотела, чтобы мы помнили о людях, которые создают время, питают атмосферу нравственности и духовности нашей alma mater.
Марину Ивановну всегда интересовала студенческая жизнь во всех её проявлениях, традиции и обычаи студенческого братства. Она неустанно заботилась о развитии речевой культуры студентов и их журналистском мышлении. За многолетний благородно-бескорыстный труд во имя авторитета книги коллеги заслуженно присвоили Марине Ивановне почётный титул – «Книгиня».
Редактор с большой буквы, большой знаток детской литературы и детской души, человек с активной жизненной позицией, она до последнего служила любимому делу. У Марины Ивановны, как всегда, было громадье планов и проектов: она занималась подготовкой сборника научных статей по детской проблематике, очередным выпуском факультетского альманаха «Татьянин день», журналом «Домовенок Троша» для маленьких детдомовцев, много сил отдавала благотворительным проектам, до последней минуты дыхания несла это благо в наш мир.
Все, кого жизнь соединяла с Мариной Ивановной, единодушно благодарны ей за безграничную доброту, отзывчивость и личное участие в биографии каждого. Студенты удивлялись, как гармонично Марина Ивановна умеет сочетать роли педагога, наставника и самого небезразличного друга, добиваться своего, оставаясь при этом неизменно доброжелательной и терпеливой, любить своё дело так, что её любовью невозможно не заразиться.
Мы верим, что живительное тепло Марины Ивановны ещё долго не угаснет и будет согревать нас и поддерживать в трудные времена, ведь Марина Ивановна достойно вписала летопись «собственного времени» в историю факультета и Университета.
Спасибо вам, Марина Ивановна, за дело, которому вы себя посвятили!
Светлая память, дорогой наш учитель, друг и коллега!
Последнее интервью Марины Ивановны. Она дала его на прошлой неделе студентке 102-й группы факультета журналистики Кристине Седневой.
- Как начался ваш путь в журналистику?
Я всегда сотрудничала с газетой в школе. Литературу мы изучали под руководством Лидии Марковны Шапкиной, выпускницы Института благородных девиц, которая помогала детям репрессированных родителей.
Больше, чем журналистику, я люблю литературное редактирование. Оно было интересно мне с самого начала. Для меня это всё равно, что игра в шахматы: продумать правильный ход, осуществить его и получить результат. Так и с текстом.
- Произведения каких авторов нравились вам больше всего в детстве?
- Какие журналы вы читали в школьные годы?
- Какая ваша любимая книга?
- Почему вы решили поступать именно на факультет журналистики?
- Насколько мне известно, прошло 60 лет с тех пор, как вы поступили в Московский университет. Как проходил отбор на факультет, какие были вступительные испытания?
- Какое ваше самое яркое воспоминание о студенческой жизни?
- Почему вы решили пойти в аспирантуру?
- Темой вашей кандидатской диссертации стали «Детские журналы Советской России 1920-х гг. как тип издания». Почему вы выбрали именно детскую журналистику?
- Как начиналась ваша педагогическая деятельность?
- Вы преподаете дисциплины для бакалавров, читаете спецкурсы и ведете спецсеминары. Вы взаимодействуете со студентами почти каждый день. Если сравнивать ваш курс и нынешний, как изменились студенты Московского университета?
- Как вы считаете, в каком состоянии находится российская детская журналистика сегодня?
Недавно мальчик восьми лет задал мне два вопроса: «Война будет?» и «Америка плохая или хорошая?». Возможно, он услышал это из новостей или из разговора родителей, ведь информационное пространство у нас взаимопроникающее. Нужно говорить на языке ребенка, чтобы он понял суть вопроса. Он должен выработать в себе ориентиры, критичное отношение к тому, что видит и слышит. В этом могут помочь СМИ, однако сейчас детская журналистика этого не делает.
- В статье «К вопросу об обработке и пересказе русских народных сказок для детей» вы рассмотрели, как менялся стиль написания сказок в историческом контексте. До нас дошли житийные тексты, в которых присутствуют сказочные мотивы, как, например, в «Житии Петра и Февронии Муромских». Как вы думаете, какие сказки или же истории, которые связаны с волшебством и различного рода чудесами, созданные в наше время, могли бы пройти такой же долгий исторический путь?
- Как вы получили Ломоносовскую премию?
Но что меня действительно порадовало, так это отношение моих внучек к присуждению мне премии. Они искренне радовались тому, что их бабушка получила такую награду.
- Для некоторых людей присуждение награды такой величины – знак, что они добились в жизни всех высот, для других – повод работать усерднее. Как изменилась ваша профессиональная деятельность после получения Ломоносовской премии?
- Над чем вы работаете сейчас?
- Что для вас значит быть журналистом?
- Какой совет Вы могли бы дать студентам Московского университета?