Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Ушла из жизни Марина Ивановна Алексеева

08.11.2018

2q8RGgr2ENQ-1.jpg6 ноября 2018 г. ушла из жизни Марина Ивановна Алексеева, доцент кафедры теории и методики редактирования, заслуженный преподаватель Московского университета, руководитель Центра детской и юношеской журналистики, литературы и чтения, многоопытный исследователь и педагог факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.

От нас ушёл человек-эпоха, человек-легенда, человек-планета, чья жизнь может быть примером беззаветного служения и преданности профессии. Более полувека творческой биографии Марина Ивановна посвятила нашему факультету. Её невероятная энергия, ясный ум, оптимизм и удивительное чувство юмора – образец того, что сама жизнь, при всём её трагизме, всегда оставляет возможность верить в человека, его высокую миссию на земле. А жизнь Марины Ивановны была связана почти с каждой страницей истории факультета журналистики. Вместе с Я. Н. Засурским Марина Ивановна, замдекана факультета в 70-е годы, разрабатывала систему журналистского образования, затем долгие годы возглавляла кафедру редакционно-издательского дела и всегда заботилась о нравственном воспитании подрастающего поколения. В процессе создания альманаха «Татьянин день» Марина Ивановна много писала о прошлом для настоящих и будущих поколений, старалась привлечь внимание к незаслуженно забытым именам соотечественников, к созидательной подвижнической деятельности бывших профессоров университета. Всегда поражал её неугасающий исследовательский интерес ко всему новому или малоизученному в истории Московского университета. Она прежде всего хотела, чтобы мы помнили о людях, которые создают время, питают атмосферу нравственности и духовности нашей alma mater.

Марину Ивановну всегда интересовала студенческая жизнь во всех её проявлениях, традиции и обычаи студенческого братства. Она неустанно заботилась о развитии речевой культуры студентов и их журналистском мышлении. За многолетний благородно-бескорыстный труд во имя авторитета книги коллеги заслуженно присвоили Марине Ивановне почётный титул – «Книгиня».

Редактор с большой буквы, большой знаток детской литературы и детской души, человек с активной жизненной позицией, она до последнего служила любимому делу. У Марины Ивановны, как всегда, было громадье планов и проектов: она занималась подготовкой сборника научных статей по детской проблематике, очередным выпуском факультетского альманаха «Татьянин день», журналом «Домовенок Троша» для маленьких детдомовцев, много сил отдавала благотворительным проектам, до последней минуты дыхания несла это благо в наш мир.

Все, кого жизнь соединяла с Мариной Ивановной, единодушно благодарны ей за безграничную доброту, отзывчивость и личное участие в биографии каждого. Студенты удивлялись, как гармонично Марина Ивановна умеет сочетать роли педагога, наставника и самого небезразличного друга, добиваться своего, оставаясь при этом неизменно доброжелательной и терпеливой, любить своё дело так, что её любовью невозможно не заразиться.

Мы верим, что живительное тепло Марины Ивановны ещё долго не угаснет и будет согревать нас и поддерживать в трудные времена, ведь Марина Ивановна достойно вписала летопись «собственного времени» в историю факультета и Университета.

Спасибо вам, Марина Ивановна, за дело, которому вы себя посвятили!

Светлая память, дорогой наш учитель, друг и коллега!

Последнее интервью Марины Ивановны. Она дала его на прошлой неделе студентке 102-й группы факультета журналистики Кристине Седневой.


  • Как начался ваш путь в журналистику?
Он начался ещё в детстве. Я писала в «Пионерскую правду» рассказы о девочке-пионерке и её жизни и даже получала ответы от редакции. Я отлично помню, как расстроилась, когда они в письме назвали мою героиню «эгоисткой и идеалисткой». Но это нисколько не помешало мне продолжить заниматься любимым делом.

Я всегда сотрудничала с газетой в школе. Литературу мы изучали под руководством Лидии Марковны Шапкиной, выпускницы Института благородных девиц, которая помогала детям репрессированных родителей.

Больше, чем журналистику, я люблю литературное редактирование. Оно было интересно мне с самого начала. Для меня это всё равно, что игра в шахматы: продумать правильный ход, осуществить его и получить результат. Так и с текстом.

  • Произведения каких авторов нравились вам больше всего в детстве?
В детстве мне нравилось читать произведения Евгения Андреевича Пермяка, а «Почемучку» Ильина я помню со времени эвакуации. У моего дедушки были подшивки старых журналов, и, когда к нему приходили гости, я сидела за стенкой и читала их.
  
  • Какие журналы вы читали в школьные годы?
«Костер», «Пионер», «Юный техник». У нас выписывалось немного изданий, семья была небогатой, наши финансовые возможности были ограничены.

  • Какая ваша любимая книга?
Не люблю определение «любимая книга». На мой взгляд, оно не охватывает всей глубины прочитанного произведения. Если говорить о романе, который произвел на меня неизгладимое впечатление, я всегда вызывала изумление в кругу близких друзей своей любовью к «Жизни Клима Самгина» Максима Горького.

  • Почему вы решили поступать именно на факультет журналистики?
Думаю, я почувствовала, что это моя стезя. Но всё же я не была до конца уверена, что смогу быть журналистом. Однако преподаватели сумели привить любовь к предмету. Я благодарна Элеоноре Анатольевне Лазаревич, которая посвятила меня в творческое начало данной дисциплины.

  • Насколько мне известно, прошло 60 лет с тех пор, как вы поступили в Московский университет. Как проходил отбор на факультет, какие были вступительные испытания? 
Я поступала на факультет, когда он существовал всего год, по результатам собеседования, поскольку у меня была золотая медаль. Тогда конкурс был сокрушительным – двадцать девять человек на одно место. Был только один вопрос, на который я не смогла ответить: какое имя и отчество носил Берия. Я словно впала в оцепенение, как только услышала вопрос. Буквально через месяц мне стало известно, что Лаврентий Павлович был арестован, так что, возможно, я внутренне осознала, что лучше забыть этого политического деятеля.

  • Какое ваше самое яркое воспоминание о студенческой жизни?
Одно не могу назвать. На меня произвело сильное впечатление выступление однокурсницы, Ии Саввиной, в спектакле по рассказам Антона Павловича Чехова, на «Красном пролетарии», в заводской аудитории. Кроме того, Вячеслав Назаров проявил себя, как способный литератор. Меня поразила его поэма «На грани», которая ходила по рукам. Отлично помню, как Александр Васильевич Западов читал некоторые главы из своего романа «Забытая слава».

  • Почему вы решили пойти в аспирантуру?
У меня душа рвалась на факультет. После окончания обучения я, как полагается, пошла работать два года по распределению. Я была в проектном институте химиздата по теме «Диспергирование пигментов» и успешно занималась этой работой два года, имела послужной список, была сначала младшим, а потом и главным редактором. По истечении срока я пошла в заочную аспирантуру на кафедру стилистики. А в очной я была восемь месяцев.

  • Темой вашей кандидатской диссертации стали «Детские журналы Советской России 1920-х гг. как тип издания». Почему вы выбрали именно детскую журналистику?
Это вышло случайно, я просто оказалась в руках своих учителей, которые предложили мне эту работу – Анны Владимировны Абрамович и Александра Васильевича Западова, который посвятил меня в святая святых данной темы. Особенно мне был интересен журнал «Ёж», издававшийся с 1928 по 1935 года. Александр Васильевич сам сотрудничал с «Ежом» и был знаком с Даниилом Хармсом, Александром Введенским и Николаем Заболоцким. Мне нужно было воссоздать историю и атмосферу журнала, поэтому несколько раз я ездила в Ленинград и Комарово, чтобы встретиться с людьми, которые раньше там работали.

  • Как начиналась ваша педагогическая деятельность?
Она началась с 1961 года. Уже с лаборантства я стала преподавать русский язык вьетнамцам, а потом занималась методикой редактирования со студентами.

  • Вы преподаете дисциплины для бакалавров, читаете спецкурсы и ведете спецсеминары. Вы взаимодействуете со студентами почти каждый день. Если сравнивать ваш курс и нынешний, как изменились студенты Московского университета? 
Несмотря на то что сменилось несколько поколений, люди остались прежними. Скорее, изменилась функция преподавателя. Помимо основной задачи, просвещающей, он также стал коммуникатором и мотиватором, который помогает студентам осмысленно заниматься. Ребята такие же непосредственные и живые, какими были всегда. Я люблю студентов, хорошо их знала, будучи заместителем декана по учебной работе.

  • Как вы считаете, в каком состоянии находится российская детская журналистика сегодня?
Я всегда надеюсь на лучшее. Возможно, сейчас принимаются какие-то усилия, чтобы сделать этот раздел журналистики лучше. Возьмем, например, «Карусель» – мультипликационный канал для малышей. В нём практически утрачена палитра жанров, нет того разнообразия, которым отличалась детская журналистика в 30-е годы. Медиа перестали говорить с детьми на современные общественные темы, что очень удручает.

Недавно мальчик восьми лет задал мне два вопроса: «Война будет?» и «Америка плохая или хорошая?». Возможно, он услышал это из новостей или из разговора родителей, ведь информационное пространство у нас взаимопроникающее. Нужно говорить на языке ребенка, чтобы он понял суть вопроса. Он должен выработать в себе ориентиры, критичное отношение к тому, что видит и слышит. В этом могут помочь СМИ, однако сейчас детская журналистика этого не делает.

  • В статье «К вопросу об обработке и пересказе русских народных сказок для детей» вы рассмотрели, как менялся стиль написания сказок в историческом контексте. До нас дошли житийные тексты, в которых присутствуют сказочные мотивы, как, например, в «Житии Петра и Февронии Муромских». Как вы думаете, какие сказки или же истории, которые связаны с волшебством и различного рода чудесами, созданные в наше время, могли бы пройти такой же долгий исторический путь?
«Маша и медведь» – наше всё. Там присутствует множество сказочных мотивов. Сказки очень мудры, поэтому полезны для чтения. В них говорится об отношении к добру и злу, богатстве и бедности, об отношении к людям вообще. Также Александр Сергеевич Пушкин за основу многих сказок брал народные сюжеты, рассказанные его няней, Ариной Родионовной. Поэтому, безусловно, сказки – дело серьезное.

  • Как вы получили Ломоносовскую премию?
В конце 2017 года было принято решение о присуждении мне Ломоносовской премии за педагогическую деятельность. Для меня это было большой неожиданностью. Я даже не знала, что факультет представлял меня в качестве кандидата, поэтому совершенно искренне удивилась, поскольку считала, что недостойна такой награды. Ведь премия выделяет людей из числа многих, а я думала, что не отличаюсь от других. Однако Ясен Николаевич Засурский поговорил со мной и смог вразумить.

Но что меня действительно порадовало, так это отношение моих внучек к присуждению мне премии. Они искренне радовались тому, что их бабушка получила такую награду.

  • Для некоторых людей присуждение награды такой величины – знак, что они добились в жизни всех высот, для других – повод работать усерднее. Как изменилась ваша профессиональная деятельность после получения Ломоносовской премии?
Никак не изменилась. Для меня это не рубеж. Отношение к студентам, к занятиям с ними – ничего не претерпело изменений.

  • Над чем вы работаете сейчас?
Я зарегистрировала журнал для воспитанников сиротских домов «Домовёнок Троша», так что это официальное издание. Недавно вышел двадцать первый выпуск. Кроме того, мы также работаем над журналом «Дети как дети». Он играет большую роль в социализации маленьких читателей, которые пока не доросли до «Домовёнка Троши». Сейчас я провожу корректуру «Татьяниного Дня», посвященную традициям университетского братства. Также мы готовим сборник «Медиа для детей в России. Стратегия действия для будущего страны».

  • Что для вас значит быть журналистом?
Это моя профессия. Стремление сделать материал лучше, добраться до его сути, выработать склонность к анализу, умение принимать решение, делать выводы. Это моя жизнь.

  • Какой совет Вы могли бы дать студентам Московского университета?
Учитесь, обретая профессию и нравственные качества. Учитесь быть людьми, настоящими людьми, и продолжайте ощущать себя членами университетского братства.