Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A

Лучшие фотографии создаются случайно

29.09.2018

27 сентября факультет журналистики совместно с Фотоклубом МГУ провели встречу с фотографом, лауреатом международных премий, единственным российским фотографом фотоагентства Magnum Георгием Пинхасовым.   

Основные тезисы лекции:
  • Фотография – мгновение реальности. Страсть и желание простого человека увидеть реальность заставляют его останавливать эти моменты.
  • Современная фотография ценна, если только она новая, если с помощью неё люди в привычной среде могут увидеть что-то необычное. Такие снимки могут получиться, когда автор запечатлевает недавнее событие или преподносит зрителю новый взгляд на банальные вещи. И то, и другое имеет одинаковую ценность.
  • В новостном репортаже фотография нужна в обезличенной форме, чтобы художник не мешал своим взглядом рассмотреть событие. Поэтому лучше придерживаться формулы: если событие необычное, его надо просто снимать, не мешая восприятию зрителя. А если событие банально, нужен свежий взгляд.
  • Фотограф должен быть всегда готов сделать снимок и ничего от него не ждать. В этом фотография близка к буддизму. Вы опускаетесь из своего интеллектуального мира в вегетативный, доходите до состояния животного и выжидаете момента, чтобы нажать кнопку. Это похоже на охоту.
  • Каждый фотограф должен придумать свою методику, как оставаться незаметным. Нельзя заставить человека сниматься, его можно только убедить. При этом не стоит зацикливаться на съёмке людей: в мире много других интересных сюжетов.
  • История искусства изначально связана с верой. Человек старается как можно точнее изобразить деталь, чтобы ему поверили. Затем искусство переходит от религиозности к академичности, а в эпоху авангарда — к индивидуализму.
  • Китч – это пошлость. Она рождается от чрезмерного желания человека быть высоко оцененным. Кичливость как некая форма становится основой популярного искусства. Но существует и искусство элитарное, не всем доступное. В Instagram можно найти оба этих вида. При этом лайки не являются критерием того или иного. У фотографа может быть много подписчиков только потому, что его искусство понятнее. Элитарность обычно закрепляется в званиях и наградах. Но дело не только в них. В любом человеке может быть особый дух, который помогает ему создавать шедевры.
  • Разница между профессионалом и любителем в том, что профессионал что-то обязан сделать, а любитель — нет. Иногда профессионализм мешает фотографу, потому что рождает стереотипы. Специалист старается придерживаться своего стиля, ограничивает себя, и это мешает ему создавать что-то новое. У энтузиаста же больше свободы и возможностей. Поэтому лучше снимать как любитель.
  • Профессия мечты – быть собой.
  • Когда любитель неуверенно берёт в руки камеру, он снимает намного лучше, чем профессионал. Простой человек находится в досознательном мире, когда все движения свободны. У мастеров своего дела такие порывы со временем заменяет опыт. Многие художники пытаются перейти в это состояние свободного, инстинктивного человека, чтобы избежать повторов.
  • Фотография — это ваша личная записная книжка, где может быть всё. Но показывать каждый кадр не стоит.
  • Лучшие фотографии сделаны случайно. Находки там, где вы не догадываетесь их искать. Случайность – это новый путь. Она даёт возможность избежать стереотипов.
Текст: радио «Моховая, 9».
Фото: Георгий Никаноров и Арина Жердева.