«Литературные среды» журфака МГУ завершились лекцией Вячеслава Красовского о борьбе русских футуристов с Пушкиным
30.08.2018
29 августа состоялось закрытие летней открытой образовательной программы «Литературные среды» факультета журналистики на ВДНХ. Доцент, кандидат филологических наук Вячеслав Евгеньевич Красовский прочитал заключительную лекцию на тему: «Как русские футуристы "бросали" Пушкина с Парохода современности».
Первым обозначил дистанцию между Пушкиным и новой поэзией Игорь Северянин. В брошюре «Пролог Эго-футуризмъ» он заявил: «Для нас Державиным стал Пушкин, // Нам надо новых голосов!». Отказалась от продолжения пушкинской литературы и футуристская группа «Гилея». «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности» – такую задачу поставили перед собой будетляне в манифесте из сборника «Пощёчина общественному вкусу», подписанным Д. Бурлюком, А. Кручёных, В. Маяковским и В. Хлебниковым.
Публикация манифеста ознаменовала первый, декларативный, этап «свержения» Пушкина как символа всей старой литературы и замены его новым гением – «слововождем» Велимиром Хлебниковым. Вторым этапом «свержения» стало издание листовки. В ней содержался тезис о пришествии «короля поэтов» Хлебникове.
Завершающий этап замены символического Пушкина новым гением — публичные лекции Д. Бурлюка. Лекции вызвали широкий общественный резонанс: о них появлялись десятки публикаций в прессе. По словам Вячеслава Красовского, ни одно литературное событие не имело такого медийного контекста. Эпилогом «развенчания» Пушкина стала постановка оперы М. Матюшина и А. Крученых «Победа над солнцем». Уже в 1915 году футуристы считали задачи по свержению Пушкина и воцарению Хлебникова выполненными.
Однако «никому из писателей, свергавших Пушкина, пытавшихся сбросить его с "Парохода современности", от Пушкина уйти не удалось. Пушкина всегда много. Он всегда был, есть и будет», — подвёл итог Вячеслав Красовский.
Текст: Ксения Трусова.
29 августа состоялось закрытие летней открытой образовательной программы «Литературные среды» факультета журналистики на ВДНХ. Доцент, кандидат филологических наук Вячеслав Евгеньевич Красовский прочитал заключительную лекцию на тему: «Как русские футуристы "бросали" Пушкина с Парохода современности».
Первым обозначил дистанцию между Пушкиным и новой поэзией Игорь Северянин. В брошюре «Пролог Эго-футуризмъ» он заявил: «Для нас Державиным стал Пушкин, // Нам надо новых голосов!». Отказалась от продолжения пушкинской литературы и футуристская группа «Гилея». «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности» – такую задачу поставили перед собой будетляне в манифесте из сборника «Пощёчина общественному вкусу», подписанным Д. Бурлюком, А. Кручёных, В. Маяковским и В. Хлебниковым.
Публикация манифеста ознаменовала первый, декларативный, этап «свержения» Пушкина как символа всей старой литературы и замены его новым гением – «слововождем» Велимиром Хлебниковым. Вторым этапом «свержения» стало издание листовки. В ней содержался тезис о пришествии «короля поэтов» Хлебникове.
Завершающий этап замены символического Пушкина новым гением — публичные лекции Д. Бурлюка. Лекции вызвали широкий общественный резонанс: о них появлялись десятки публикаций в прессе. По словам Вячеслава Красовского, ни одно литературное событие не имело такого медийного контекста. Эпилогом «развенчания» Пушкина стала постановка оперы М. Матюшина и А. Крученых «Победа над солнцем». Уже в 1915 году футуристы считали задачи по свержению Пушкина и воцарению Хлебникова выполненными.
Однако «никому из писателей, свергавших Пушкина, пытавшихся сбросить его с "Парохода современности", от Пушкина уйти не удалось. Пушкина всегда много. Он всегда был, есть и будет», — подвёл итог Вячеслав Красовский.
Текст: Ксения Трусова.