Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A

На факультете прошёл творческий вечер журналиста и писателя Гарри Каролинского

02.03.2018

28 февраля факультет провёл творческий вечер журналиста и писателя Гарри Каролинского. Выпускник Журфака МГУ, он работал на радио «Маяк», публиковался в газетах «Комсомольская Правда» и журнале «Огонёк», в США сотрудничал с радиостанциями «Свобода» и «Голос Америки». Литературное творчество Гарри Каролинского заметно историческими романами, посвященными советскому периоду и дореволюционной России.

Беседа с Гарри Каролинским прошла по Skype. Главными темами для обсуждения стали романы писателя «Последний мирный год» и «Между прошлым и настоящим», взаимоотношения литературы и истории, соотношение правды исторической и правды художественной, мастерство и особенности профессии журналиста и будущее России. Модератором встречи выступил старший преподаватель факультета журналистики МГУ, кандидат филологических наук Р. А. Поддубцев.

Корреспонденты радио «Моховая, 9» побывали на лекции и подготовили ее резюме.

Основные тезисы творческого вечера Гарри Каролинского.
  1. В работе над романами главное не просто услышать о фактах, а увидеть представителей времени. Исторические материалы – это огниво, только после рождаются герои и возникает картина времени, где действуют факты, ожившие в людях. Свои романы Гарри Каролинский относит к художественной литературе: они такое же историческое исследование, как и «Война и мир». Это исследование эпохи такой, какой её увидел автор. 
  2. Разные журналисты, получив одно и тоже задание (например, сделать репортаж, находясь в одной и той же точке), выполнят его по-разному. Каждый увидит то, что не увидит другой, и воображение подскажет, как это сделать. Точно так же в историческом романе происходит обработка факта. Факт мёртв, если не оживить его и людей – не одеть их, не дать им возможность говорить, действовать. За фактом надо увидеть, куда может направить событие: как оно может повернуться, как мог бы себя повести герой, если бы он оказался в конкретной обстановке. Это результат воображения, которое никто до конца не исследовал. 
  3. Художественность всё время смешивается или идёт рядом с документальностью: строгой границы между этими понятиями нет. Чтобы подчеркнуть свою мысль и прояснить картину, можно вводить в повествование документы, выдержки из газет, архивов. 
  4. Журналист должен быть в какой-то степени актёром – он должен следить за своей речью, за тем, что он подает. Ему не нужно говорить обо всем, что попадает в поле зрения. Нужно уметь быстро реагировать на информацию и подать её в такой форме, чтобы языку журналиста можно было подражать. В этом и есть профессиональное мастерство. Прежде чем выходить к микрофону, нужно построить свой голос и речь, посмотреть на себя в зеркало. Образ журналиста навсегда остаётся у зрителя, слушателя, читателя. 
  5. Один историк заметил: примерно каждые 40 лет происходит какой-то резкое изменение состояния умов людей. Может быть, 1917-й год и был периодом смены общественного настроения. Но как бы мы ни хотели равенства, оно недостижимо. На руководящие места всегда выходят люди, которые умеют это делать: у них есть что-то такое в характере, что позволяет им руководить. 
  6. Серебряный век не ограничивался только литературой и искусством – он был и в промышленности, торговле, общественной деятельности. В Великобритании раньше аристократию вытесняли представители других классов, но с хорошим образованием. Такой же класс зарождался в России, он должен был принять на себя руководство жизнью страны. Несчастье в том, что на это место пришли люди, совершенно неподготовленные. 
Текст: радио «Моховая, 9».
Фото: Ирина Помеляйко.