Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Конференция «Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия» начала работу

07.02.2018

Обсудили доклады о влиянии цифровизации на общество, рынок труда и традицию изучения современных медиа, о состоянии печатных СМИ и издательского бизнеса в условиях цифровизации, формировании трендов онлайн-платформами и перспективах замены журналистов искусственным интеллектом.

Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия» проходит на факультете журналистики 5-7 февраля. Центральный и самый насыщенный день конференции начался с большого пленарного заседания. Его открыла декан факультета журналистики Елена Леонидовна Вартанова докладом «Теории медиа в контексте трансформации общественных практик». В качестве основных задач профессионального и научного сообщества Елена Леонидовна отметила модернизацию и гибридизацию понятийного аппарата, определение четких границ медиа как феномена в жизни человека и в структуре общества на разных уровнях. Итогом выступления Елены Леонидовны стало предложение рассматривать медиа как живой и движущийся к новым формам существования организм. Для его для изучения необходимо применять не только социально-гуманитарные, но и естественно-научные методы. «Традиционно изучением медиа в России занимались гуманитарно-филологические специальности, политологи, историки и социологи. Но все более артикулированной становится потребность в междисциплинарном подходе. Нам уже не хватает изучения журналистского текста, нам нужно математическое моделирование информационных процессов – например, работы редакции в условиях следующей волны цифровизации. Это, конечно, задача не только гуманитарного свойства,» - подчеркнула Елена Леонидовна.

О проблемах и тенденциях на рынке печатных СМИ рассказала Светлана Аркадьевна Дзюбинская, начальник Отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. По ее словам, о гибели прессы говорят все меньше, а темпы снижения тиражей изданий перестали быть критическими. «Пресса – не противовес цифровому пространству. Мы наблюдаем синергию печатного бизнеса и современных технологий,» – отметила автор доклада.

Традиционно в конференции приняли участие медиаменеджеры. С докладом «Издательский бизнес в условиях цифровизации» выступил Президент издательства Hearst Shkulev Publishing Виктор Михайлович Шкулев. Особое внимание было уделено тематическим блокам, наиболее востребованным у современной цифровой аудитории. Также Виктор Михайлович рассказал об эксперименте издательства: для написании текста для глянцевого журнала применили возможности робота. Результат работы нейронных сетей не удовлетворил издателей с точки зрения журналистики: «Если мы хотим поставить на службу робота вместо журналиста, то нам придется серьезно потрудиться,» – заключил медиаменеджер.

С помощью интернет-пространства аудитория получила новый инструмент для коммуникации – отметил Сергей Владимирович Паранько, директор по медийной экосистеме «ВКонтакте» в своем докладе «Медийная экосистема "ВКонтакте": платформы меняют мир медиа. Как воспользоваться этим?». Для эффективной адаптации к новым реалиям необходимо повышать цифровую грамотность студентов и работников современных интернет-СМИ, отметил Сергей Владимирович.

Продолжилась конференция тематическими круглыми столами. Декан факультета журналистики МГУ Е. Л. Вартанова выступила модератором двух секций – «Перспективные подходы к обучению журналиста», где обсуждали о возможности совмещения практического и теоретического образования, и «Популяризация науки в условиях медиатизации общества». Способы одновременно сохранить традиции российского образования и привнести новшества, которые позволят готовить современных специалистов, обсудили за круглым столом «Научно-образовательные школы журналистики в России» под руководством директора Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ А. С. Пую и заведующего кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций Института С. Г. Корконосенко. В секции «Глобальные проблемы человечества в зеркале зарубежных медиа» (модераторы — президент факультета журналистики МГУ Я. Н. Засурский и доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы Г.В. Прутцков) говорили о влиянии СМИ на гражданское общество, об ответственности журналистов и технологии освещения социальных конфликтов в европейских медиа. Доцент кафедры стилистики русского языка, кандидат филологических наук Е. С. Кара-Мурза провела беседу об этико-лингвистических проблемах публичных выступлений и изменений языка под давлением визуализации в рамках круглого стола «Возможности современной медиаречи».

Также работали секции «Социология массовых коммуникаций», «Трансформация поведения, медиапотребления и ожиданий аудиторий связи с общественностью», «Контент-стратегии российских СМИ», «Визуальная коммуникация в цифровую эпоху», а в телестудии факультета журналистики прошел круглый стол «Информация и публицистика на телеэкране и в радиоэфире в 2017 году: содержательные и форматные возможности».

Еще одним результатом Конференции стало подписание договора о сотрудничестве между факультетом журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова и Дагестанским Государственным Университетом. Декан факультета Елена Леонидовна Вартанова отметила, что партнерство российских вузов – важная составляющая миссии науки и Университета. 

О результатах второго дня Конференции

Фотографии: Георгий Никаноров.