Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Диалоги о журналистике: "Как меняется лайфстайл журналистика"

11.09.2016

6 сентября состоялась заключительная дискуссия в рамках совместного проекта факультета журналистики МГУ и Парка Горького. Последние в этом сезоне "Диалоги о журналистике" прошли в необычном формате полилога с не менее необычными людьми - главными редакторами известных лайфстайл-изданий. Евгений Тихонович (Ъ-Lifestyle-Коммерсантъ), Екатерина Дементьева (Афиша Daily), Ольга Сергеева (Seasons of life) и Наталья Архангельская (SNC) вместе с модератором беседы, куратором учебного модуля «Журналистика стиля жизни» МГУ, Светланой Сидоровой обсудили "Как меняется лайфстайл журналистика" в современном мире и ее главные составляющие: тема, язык, читатели, герои, формат, жанры и технологии.

Перед непосредственным полилогом участники беседы коротко рассказали о себе и концепции своих изданий, продемонстрировав, насколько возможны и разнообразны вариации, форматы и цели в рамках одного направления лайфстайл. Для SNC и "ненавидящей глянец с его заштампованными историями" Натальи Архангельской единственной целью и кредо является фраза "мы находим конфликт, раскручиваем, подначиваем, издеваемся и мы не можем позволить себе быть такими как все". Негласный слоган Ъ-Lifestyle-Коммерсантъ - "жизнь, полная содержания" как материального, так и культурного. "Наш формат, - пояснил Тихонович, - дружественный диалог с читателем в разъяснительной форме". Екатерина Дементьева поведала о парадоксе возникновения первых российских лайфстайл-изданий и о непоколебимом, несмотря на перемены, принципе Афиши Daily "совмещать высокую и низкую культуру, красивые материалы о завтраках и конфликтные интервью, материалы о совершенно новых лицах вроде группы "Буерак" и истории о классических звездах XX века вроде Фредди Меркьюри". Seasons of life стал создателем абсолютно нового формата фестивалей и для Ольги Сергеевой журнал - это синтез профессии и любви. "Мы выпускаем шесть журналов в год, организуем фестивали, у нас есть свой образовательный проект, и все вместе - это наш стиль жизни, наш лайфстайл".

Уже первый вопрос дискуссии: "С чего начинается лайфстайл?" породил серьезные рассуждения между маститыми редакторами. Евгений Тихонович уверенно заявил, что издание лайфстайл, как и любое другое, начинается прежде всего с выработки цели и концепции, о чем и для кого будет будущий журнал. Далее под задачи издания подстраиваются и вырабатываются определенные форматы, команда, подходящая стилистика. Касательно формата высказалась и Наталья Архангельская: "Лайфстал - это некий набор тем, от которого мы не убежим никогда, потому что каждому читателю развлекательного журнала важно знать, куда сходить поесть, потанцевать, где выпить и какой фильм посмотреть". Но несмотря на кажущуюся узость и ограниченность тематики, по мнению главреда SNC, журналист в силах экспериментировать с подачей, найти наиболее выигрышный и близкий формат, который в итоге выделит издание. Ольга Сергеева же считает, что начинать журнал необходимо с портрета целевой аудитории, а также поделилась полезным для создателей собственного издания опытом с фокус-группой.

Проблема взаимоотношений с аудиторией, необходимости найти своего читателя определенного стиля жизни возникает у каждого издания. Приглашенные главные редакторы доказали, что можно не просто пойти за читателем, но и "придумать"," вырастить" его, как это сделали Seasons of life, а также, по мнению Натальи Архангельской, вдохновить: "У меня есть полное ощущение того, что читатель всегда хочет куда-то тянуться, ему надо чем-то вдохновляться".

Затронули и темы актуальности экспертизы, журналистики мнения и кризисах жанра, вызвавшие разногласия между гостями. Екатерина Дементьева, в частности, считает, что среднестатистический москвич устал получать советы от 150 различных изданий, на место печатным изданиям пришли Facebook и Vkontakte, прекрасно справляющиеся с рекламой событий. Не согласился с данным утверждением Евгений Тихонович: "Экспертиза, как некая полезность, в лайфстайле нужна вдвойне. Если она отсутствует, то это неправильное лайфстайл-издание".

Гости не только ярко продемонстрировали различные подходы к лайфстайл журналистике, но и нашли точки соприкосновения: Светлана Сидорова коснулась вопроса стажеров: каким набором качеств должен обладать идеальный практикант. Главные редакторы сошлись, что главное для начинающего журналиста быть не просто "пишущей машинкой", он должен болеть идеями, быть грамотным и ответственным, не бояться и предлагать новое. "Все зависит от Вас, вашей личности, настроя, открытости и желания что-то делать", - заверила студентов Ольга Сергеева.

Традиционно в завершении встречи приглашенные эксперты ответили на многочисленные вопросы слушателей. Заключительные в этом сезоне "Диалоги о журналистике" посетило более 350 человек.

Текст: Екатерина Корбова.
Фотографии: Георгий Никаноров.