Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Лекция Максима Бабюка

05.09.2016

Заключительная лекция "Спортивные медиа: история и актуальное состояние" в рамках цикла "Медиапонедельники журфака МГУ" состоялась 29 августа в кинотеатре-лектории ВДНХ. Доцент кафедры теории и экономики СМИ Максим Иванович Бабюк разобрал методологию спортивной журналистики, как следует ее оценивать и понимать, ее историческое развитие и актуальные аспекты современного состояния российской спортивной журналистики.

При оценке спортивной журналистики, как считает лектор, следует учитывать прежде всего ее экономическую эффективность, придерживаясь «теории экономического детерминизма»: "Хотим мы этого или нет, но развитие спортивных медиа определяется с точки зрения их успеха и приносимого дохода». В современном мире спорт - это бизнес, и 95 процентов спортивных новостей занимает сегмент спорта «высоких достижений". Именно профессиональный спорт, в большей степени, чем любительский, привлекает аудиторию к СМИ, поэтому журналистская жизнь кипит вокруг больших медийных событий - международных чемпионатов. Отсюда вытекают и мотивы юных журналистов приобщиться к спортивной тематике: "сделать себе имя, путешествовать по миру, зарабатывать деньги и совместить приятное с полезным".

Несмотря на заинтересованность в профессии, обилие информационных поводов и освещаемых событий, рейтинги спортивных передач в России не высоки. Современное состояние спортивных СМИ, Максим Бабюк оценивает так: "Российская спортивная журналистика находится на переходном этапе, ей присущи рудиментарные элементы, оставшиеся от СССР".

Для того, чтобы представить полную картину всех преобразований спортивной журналистики, Максим Бабюк специально для гостей "Медиапонедельника" изложил историю данного направления. "Спортивная журналистика как система появляется в Новое время вместе с капитализмом и рыночными отношениями". Информация становится товаром, появляются люди, которые занимаются его сбором, переработкой и распространением. Первые известные нам спортивные новости появляются в Англии в самом конце XVIII века, во время бурного развития скачек и тотализаторов, а первые публикации спортивной журналистики были отведены всего лишь расписанию скачек и результатам заездов. Самые интересные вещи со спортом происходят с началом XX века. Создание МОК и возрождение Олимпийских игр ознаменовало разрушение локальных рамок национальной культуры спорта, глобализацию контента и повышение спроса на спортивные новости среди массовой публики. Также слушатели узнали, как тоталитаризм повлиял на развитие спорта, где связь между Гитлером и эстафетой олимпийского огня, как большевики превратили спортивную журналистику из хобби в элитарный класс и что значит "эффект низкой базы" в контексте советских СМИ.

Сейчас в России существует множество качественных спортивных изданий, каналов, "но эффект низкой базы себя исчерпал, а быстрого рывка так и не произошло". Главная проблема, по мнению лектора, в убыточности спорта: "коммерческого ТВ так и не появилось, спортивные клубы не заинтересованы в СМИ, это не приносит им денег".

В заключении Максим Иванович выразил уверенность, что российская спортивная журналистика имеет колоссальные перспективы "за счет того же самого эффекта низкой базы": "Сейчас индустрия спорта именно как бизнеса сформирована слабо, но когда произойдет этот переход, тогда работать в спортивной журналистике станет выгодно, а сейчас в ней работать довольно интересно".

Фотографии: Георгий Никаноров.