Обычная версия сайта
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Изображения:
  • -
  • +
Интервал:
  • 1
  • 2
  • 3

Лекция Сергея Борисова

10.08.2016

В рамках совместного проекта факультета журналистики МГУ и ВДНХ 8 августа состоялась лекция «Технология создания документального фильма». Вместе со сценаристом, режиссёром, продюсером документальных и игровых теле- и кинофильмов, преподавателем факультета журналистики МГУ Сергеем Борисовым гости "Медиапонедельника" подробно разобрали необходимые искусствоведческие термины, периоды создания документального кино (от сценарной заявки и эпизодного плана до монтажа и презентации), и даже выяснили мировой стандарт шрифта написания сценария.

Сергей Борисов начал свой рассказ с объяснения ключевых понятий. Так, он развеял заблуждение, что документальное и художественное кино не соприкасаются: "хороший документальный фильм – обязательно художественный", отсутствие категории художественности непоправимо превращает фильм в "безóбразный, или безобрáзный". Суть документального кино лектор определил как "спектакль документов" - материалы документалистики (факты, документы аудио, видео и книжных форматов) составляют вместе "быстрое кино", непостановочную действительность. Документальные кадры - это окружающий нас "подлиннейший фильм", спектакль, в котором главной задачей становится довести зрителя к финалу до катарсиса, тем самым сделав его нравственно лучше. Помимо непостановочного способа воплощения документального кино, Сергей Игоревич рассказал, как можно создать искусственную ситуацию методом провокации, где объектом является не режиссер, не автор, а реакция людей, на которых обращена провокация. Главное условие успеха данного метода - элемент сюрприза, герой не должен знать ситуации, тем самым выразив истинные эмоции от происходящего.

Первый характеризующий авторский замысел документ – сценарная заявка, в которой идея начинает материализовываться, пока еще на бумаге. Заявка – короткое, увлекательное описание будущего фильма (предназначенное для режиссера или продюсера), в котором содержатся: название (хотя бы рабочее), жанр, логлайн, целевая аудитория, предполагаемый хронометраж (количество серий), краткое изложение сюжета и контакты автора. "Сценарий держится на целенаправленной деятельности", - обратил внимание лектор, прописывание образов героев должно концентрироваться не на характеристике и внешности, а на функции этого персонажа, его конечной цели.

Эпизодный план – ключевой этап написания сценария, без которого нельзя обойтись. Фундаментом его создания является классическая теория "триединства" Аристотеля: любое произведение имеет начало, середину и конец. Режиссер должен продумать, с чего начнется фильм, куда затем завернет история и чем в идеале должна завершиться авторская концепция?
Также преподаватель факультета журналистики МГУ рассказал слушателям о процессе правильного подбора техники для съемок, как может отличаться выбор в зависимости от смыслового содержания и в чем разница между техникой креативной, реализовывающий замысел, и некреативной, обслуживающей функции.

Не оставил без внимания Сергей Борисов и сам съемочный период, снабдив аудиторию квалифицированными советами о благоприятных часах съемки, лейтмотивах, правильном изучении локации и т.д.

Напоследок лектор представил формулу "проверки" получившегося фильма. Каждый компонент видеоряда должен быть оправдан, жизненно необходим для творческого замысла. "Вы должны оправдать фильм для себя: если я удалю кадр и ничего не изменится, то я удалю его".

Заключительной фразой своей лекции Сергей Игоревич подчеркнул, что замысел режиссера без серьезных намерений не воплотится в полной мере, не приведет зрителей к катарсису: за фильм "нужно браться, если это действительно насущный и важный жизненный поступок, серьезное дело".

Следующий «Медиапонедельник» проведет заместитель главного редактора "Московских новостей" (2011-2013); главный редактор журнала и сайта "Профиль" (2014-2015), главный редактор "Журналист Online", преподаватель факультета журналистики МГУ Никита Петухов. Тема: "Новые форматы в современных онлайн-медиа". Ждем вас в 19:30, в кинотеатре-лектории ВДНХ (за 62 павильоном). Вход свободный, без предварительной регистрации.

Контактная информация: journ-press@yandex.ru, 8(919)786-80-03.

Текст: Екатерина Корбова.
Фотографии: Георгий Никаноров.